Влияние бактериальной микрофлоры на структурно-функциональное состояние кожи больных псориазом

img

Введение. Актуальность проблемы возрастания роли инфекционных факторов в развитии многих хронических дерматозов обусловлена понижением иммунологической сопротивляемости макроорганизма патогенному действию экзо- и эндогенных раздражителей. Все чаще встречаются полиморбидность и осложнения, существенно изменяя характерные признаки дерматозов. Кроме того, широко используемая иммуносупрессивная и антибиотикотерапия способствуют активации сапрофитной, а также условно-патогенной микрофлоры, которая нередко играет ведущую роль в развитии патологического процесса.
Цели. Целью нашего исследования было изучение роли микробной флоры кожи на развитие псориатического процесса.
Материалы и методы. Под наблюдением находилось 26 пациентов с распространенной формой псориаза в возрасте от 17 до 58 лет (15 женщин и 11 мужчин). Прогрессирующая стадия дерматоза диагностирована у 17 пациентов, стационарная у 9. Средний показатель индекса РА51 составлял 25,2 (±2,3). В прошлом все больные использовали традиционные методы лечения. Бактериологическое и микологическое исследование проводилось методом посева чешуек с элементов псориатического поражения и сегментов ногтевых пластин на мясо-пептонный агар и среду Сабуро (с добавлением левомицетина).
Результаты. При идентификации полученных культур выяснилось, что основными представителями микрофлоры кожи больных псориазом оказались эпидермальный стафилококк, грибы рода СапсПаа, РепесШит, Мусог и дерматофиты. Последние изолированные у 6 пациентов, 1 из них — с поражением ногтевых пластинок, у 1 — с межпальцевых складок стоп, у 1 — с паховой складки и еще у 3 — с поверхности псориатических эфлоресценций. Грибы рода Candida были обнаружены у 16 пациентов (преимущественно в крупных складках у 12), обсеменение ими псориатических бляшек имело высокий уровень (14 больных). Penecilium изолированно у 3 пациентов с колонизацией как в крупных складках (2 пациента), так и в очагах псориатического поражения (1 больной). Мусоr выделено у 1 пациента с поверхности псориатических бляшек. Эпидермальный стафилококк идентифицирован у 22 больных с поверхности очагов псориатического поражения.

Интересно, что в стоматологии все время появляется что-то новое. Например, совсем недавно вошли в моду невидимые брекеты, чему рады многие пациенты.
Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что поверхность псориатических эфлоресценций выступает благоприятной средой для обитания микрофлоры (как бактерий, так и грибов). Вероятно, это связано с образованием паракератотических чешуек. Учитывая, что течение заболевания у обследуемых пациентов носило торпидно-прогредиентный характер, вполне резонным выглядит мнение о триггерном влиянии бактериальной и фунгальной микрофлоры на структурно-функциональное состояние как пораженной, так и визуально интактной кожи при псориазе. Однако, это предположение требует дополнительного подтверждения, которое мы надеемся получить при проведении дальнейших исследований.

Асцатуров Г.Е., Надашкевич О.Н., Паращук Б.М., Зайченко Я.А., Шмыга Т.В.,

Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого