"Медицинский вестник Украины" сегодня на своих страницах освещает весьма актуальную и важную тему, как для ученого – исследователя и врача клинической практики, так и для пациента. Речь пойдет об «эффекте плацебо».
Вера действительно исцеляет, но в этом утверждении нет ничего мистического. Посмотрим, как сознание воздействует на тело на примере одного из самых любопытных медицинских феноменов.
Термин «эффект плацебо» введен в научный оборот американским врачом Генри Бичером в 1955 г., который выяснил, что примерно треть пациентов выздоравливают от таблеток-«пустышек», которые не содержат действующих веществ. Серьезное изучение эффекта плацебо развернулось во время Второй мировой войны. Когда во фронтовом госпитале не хватало обезболивающих средств, анестезиолог Генри Бичер убедился, что в отдельных случаях инъекция физиологического раствора имеет практически то же действие, что и настоящее лекарство. Вернувшись с войны, врач с группой коллег из Гарвардского университета приступил к изучению этого феномена. Результаты своих исследований он подытожил в 1955 г. в статье «Сильнодействующие плацебо».
Почему субстанция, которая не обладает никакими лечебными свойствами, тем не менее действует, и порой весьма эффективно?
Часто эффект плацебо считается всего лишь помехой — некой субъективной иллюзией, вызванной самообманом. Лекарство должно работать «по-настоящему», иначе это не лекарство. Официальная медицина отметает в сторону всё субъективное, поэтому медики клеймят гомеопатию и настаивают на строгих клинических испытаниях, которые призваны исключать действие самовнушения.
Но вполне строгие научные исследования, проведённые в последние десятилетия, показывают, что эффект плацебо — не обман и не фикция, его механизм находится гораздо глубже. Плацебо воздействует на нервную, гормональную и даже иммунную систему, перестраивая работу мозга, а через него и другие функции организма. Улучшения наблюдаются при астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, желудочно-кишечных и нервных расстройствах, тревоге и депрессии.
Оказывается, что простая вера в исцеление обладает целительным потенциалом. Конечно, у эффекта плацебо есть существенные ограничения (лечиться от рака сахарными шариками всё-таки не стоит), но и его положительные эффекты как минимум заслуживают внимания. Исследования эффекта плацебо показывают, что наше тело гораздо сильнее связано с сознанием, чем это принято считать.
В 1953 г. психиатр Э. Мендел работал в психиатрической больнице Сент-Элизабет вблизи Вашингтона в отделении, в котором лечились выходцы из Пуэрто-Рико и Виргинских островов. Большинство больных были госпитализированы из-за приступов враждебного и агрессивного поведения. Некоторые из них были настолько опасны, что их держали в специальных рубашках, а Мендела в больнице сопровождали двое охранников.
Общение было затруднено еще и тем, что больные не знали английского языка, а Мендел — испанского. В то время стал популярным новый транквилизатор резерпин, который давал хорошие результаты именно для таких больных. Руководители больницы решили испытать эти лекарства, причем с помощью специального двойного слепого метода. Больные не были проинформированы о том, что одни получали настоящие лекарства, а другие — так называемую «пустышку» (просто сладкие таблетки). Врачи не знали, кто из больных получал препарат, а кто только думал, что получает его.
Мендел рассказал пациентам о новом препарате, его эффективности, быстродействии и отсутствие побочных последствий. Больные знали участвующих в исследовании.
Эксперимент длился несколько месяцев. Однако очень скоро Мендел пришел к выводу, что препарат весьма положительно влияет на пациентов. Больные стали спокойнее, приветливее общались с врачом, и вскоре он позволил отказаться от смирительных рубашек. Сам Мендел пережил духовный подъем, он считал, что резерпин произведет революцию в психиатрии, особенно относительно агрессивных больных. Однако он был шокирован, когда узнал, что его больные получали именно «пустышку».
Проанализировав все события, Мендел понял, что позитивные изменения произошли именно из-за его поведения и доброго отношения к больным. Врач считал, что его больные получают резерпин и поэтому становятся спокойнее, у них приветливые взгляды, улыбки, жесты. Мендел везде видел признаки улучшения психического состояния больных. Врач понял, что больные просто начали реагировать на его спокойное отношение, которое было результатом уверенности врача в том, что действует резерпин. Он просто стал лучше относиться к своим больным, и они ответили приветливым поведением, им было приятно, что к ним относятся как к полноценным людям.
Как лечить аутизм раствором соли
В 1996 году Кэроли Хорват, гастроэнтеролог из Университета Мэриленда, делает эндоскопию двухлетнему мальчику с аутизмом. После проведения процедуры ребёнок внезапно чувствует себя намного лучше. У него налаживается сон и работа кишечника, но изменения этим не ограничиваются: мальчик начинает больше общаться, поддерживает зрительный контакт, повторяет слова на карточках.
Родители решают, что дело в гормоне под названием секретин, который дают перед началом процедуры, чтобы активировать поджелудочную железу. Проводится ещё несколько пробных инъекций с тем же эффектом, и вскоре по СМИ проносится удивительная новость: лекарство от аутизма найдено! Сотни семей жаждут получить заветное вещество, множатся сообщения о детях, которым секретин помог, как ни один другой препарат.
Но эффективность гормона нужно было подтвердить клиническими испытаниями. В таких исследованиях действие лекарства сравнивается с плацебо, причём ни пациенты, ни врачи не должны знать, где находится пустышка, а где — действующее вещество. Если разницы в результате нет, то препарат считается неэффективным.
Секретин эту проверку не прошёл. Потрясающее действие гормона оказалось иллюзией. Но удивительно другое: даже тем испытуемым, которым в ходе клинических испытаний просто делали инъекции физраствора, действительно становилось лучше — проявления аутизма у них снизились примерно на 30%.
Секретин действительно работает, но само вещество тут было ни при чём.
Обычно эффект плацебо приписывают ожиданиям и вере пациента. Но вряд ли маленький ребёнок с аутизмом может осознавать, что за лекарство ему дают и каких эффектов от него стоит ждать. Позднее исследователи пришли к выводу, что дело тут в родителях, в ситуации приёма лекарства и в той шумихе, которую подняли вокруг секретина в СМИ. В итоге родители и врачи приписывали любые позитивные изменения в поведении ребёнка действию препарата, чаще шли с ним на контакт и пытались вовлечь во взаимодействие.
Секретин изменил восприятие и обстановку так, что признаки аутизма становились не такими явными. Это не значит, что он действительно лечится при помощи этого гормона. Но эффект от этого не становится менее удивительным.
Как работает плацебо
Болезнь Паркинсона, которая часто проявляется в старческом возрасте, делает движения скованными, заставляет конечности дрожать и нарушает позу человека. Причина болезни — в разрушении клеток, вырабатывающих нейромедиатор дофамин. Симптомы паркинсонизма можно частично устранить при помощи вещества под названием леводопа, которое организм перерабатывает в дофамин.
Но во многих случаях не менее эффективно работает и плацебо. Канадский невролог Джон Стессл показал, как после приёма фиктивных таблеток мозг больных наполняется дофамином, словно они приняли настоящее лекарство. Тремор тут же пропадает, тело выпрямляется. Сама мысль о том, что ты принял действующее вещество, устраняет симптомы болезни. Этот эффект можно проследить вплоть до отдельного нейрона.
На этом примере становится понятно, что плацебо заставляет мозг вырабатывать дополнительный дофамин. Обезболивающие эффекты, в свою очередь, обеспечиваются выработкой эндорфинов, которые иногда называют «природными обезболивающими».
На самом деле эффект плацебо — не отдельная реакция, а целый набор эффектов, которые задействуют естественные возможности нашего организма.
Итальянский невролог Фабрицио Бенедетти исследовал влияние плацебо на высотную болезнь, которая возникает в результате кислородного голодания в разреженном воздухе. Выяснилось, что плацебо снижает выработку простагландинов, которые расширяют сосуды, чтобы насытить организм кислородом, а заодно приводят к сильным головным болям, тошноте и головокружению. Испытуемые дышали фиктивным кислородом, и уровень простагландинов в крови падал.
Считается, что плацебо работает эффективно только если пациент верит, что его лекарство — «настоящее». Отсюда возникают серьёзные этические затруднения: можно ли прописывать фиктивное лекарство, делая вид, что оно вовсе не фиктивное?
Профессор Тед Капчук из Гарвардского медицинского института в Бостоне попытался решить это затруднение. Половине его пациентов с синдромом раздражённого кишечника говорили, что в капсулах, которые им дают, нет активных веществ, но они могут действовать через влияние сознания на тело, запуская процессы самоизлечения. В результате их состояние улучшилось намного сильнее по сравнению с теми, кого не лечили вообще. То же самое произошло у пациентов с депрессией и мигренью.
Антрополог из Мичиганского университета Дэн Мёрман считает, что активным ингредиентом любой терапии является смысл.
Можно предположить, что пассы и заклинания раньше производили не меньшее впечатление, чем сегодняшние белые халаты и диагностические категории. С этой точки зрения разница между «реальным» и «фиктивным» выглядит уже не такой непроницаемой. Эффект плацебо — это смысловая реакция, которая переходит на уровень тела и получает физическое воплощение.
Именно смысловым воздействием объясняются следующие особенности эффекта плацебо:
Большие таблетки эффективнее маленьких.
Дорогие таблетки эффективнее дешёвых.
Чем радикальнее воздействие, тем сильнее эффект: операция лучше инъекций, которые лучше капсул, которые лучше таблеток.
Цветные таблетки лучше белых, синий цвет успокаивает, красный обезболивает, зеленый снимает тревогу.
Эффект плацебо отличается от культуры к культуре и от индивида к индивиду.
Этим объясняются и ограничения эффекта плацебо. Оно может снять некоторые симптомы, изменить артериальное давление, улучшить самочувствие, но не насытит кровь кислородом и не выгонит из лёгких болезнетворную инфекцию (хотя и может усилить иммунные реакции). По-видимому, наиболее сильно эффект плацебо проявляется при психических расстройствах — зависимости, депрессии и тревоге.
В 2009 году психолог Ирвинг Кирш выяснил, что популярные антидепрессанты, которые буквально наводнили собой фармацевтический рынок США, по своей эффективности почти не отличаются от плацебо. Валиум, который часто применяют при тревожных расстройствах, не действует, если пациенты не знают о его приёме.
Почти все врачи иногда назначают своим пациентам плацебо. В американском исследовании 2008 года в этом призналась половина опрошенных;
У эффекта плацебо есть и тёмная сторона — т.н. «эффект ноцебо» (от латинского «наврежу»). Начитавшись инструкций к препарату, можно обнаружить у себя неприятные побочные эффекты, которые иначе бы не проявились. Если вы верите, что нарушение табу влечёт за собой неминуемую смерть, а затем случайно прикоснётесь к пище вождя, то, вероятно, умрёте в действительности. Возможно, именно так работает сглаз и проклятия вуду.
Механизмы действия плацебо и ноцебо идентичны, и оба эффекта могут сопровождать любую лечебную процедуру. Это механизм, с помощью которого наша психика истолковывает происходящие события, приписывая им хороший или дурной смысл.
Типичный уровень положительного плацебо-эффекта в клинических исследованиях составляет 5-10%. В исследованиях также несложно вызвать и вышеуказанный отрицательный эффект ноцебо, когда от приема «пустышки» 1-5% исследуемых испытывают дискомфорт (аллергию, тошноту, нарушение сердечной деятельности). Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что нервный персонал приводит ноцебо-эффекты, а назначение больным лекарств, снижающих тревогу, значительно снижает тревогу у самих врачей. Такое явление было названо «плацебо-рикошет».
"МВУ" хочет акцентировать внимание читателей на длительной истории применения плацебо в медицине, проиллюстрировав сказанное любопытнейшим фактом. Матвей Яковлевич Мудров, известнейший терапевт, профессор Московского университета, ещё в начале 19 – го века прописывал пациентам «волшебные» порошки, в том числе – с названиями «серебряный» и «золотой», чему соответствовала атрибутика упаковки в специальную блестящую бумагу. «Лекарство» представляло собой обычный безвредный толченый мел, но оформление и торжественность ритуала вручения больному как величайшей ценности авторитетнейшим светилом науки творили чудеса.
Избавиться от эффекта плацебо в медицине не получится, как не получится отделить телесное здоровье от психологического благополучия.
Было бы ошибкой думать, что «все болезни — от ума», подсознательных травм или неправильного мышления. Но сознание действительно обладает целебными свойствами. Чтобы признать это, нам уже не нужно скатываться в мистику, отказываясь от поиска доказательств и рационального мышления.
Источник:
https://newtonew.com/science/effekt-placebo-kak-rabotaet-lechenie-veroy
https://psyfactor.org/lib/placebo_effect.htm
Комментарии (0)