ЛИССАБОН, 3 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Поляков/. Жители Мозамбика считают белых женщин гораздо красивее чернокожих. Такой вывод сделала мозамбикский психолог Вера Круж, которая в сотрудничестве с французскими коллегами провела любопытное исследование.
Двум с половиной сотням мозамбикских мальчиков и такому же количеству девочек показали три фотографии, на которых были изображены чернокожая, белая женщина и мулатка, попросив показать, какая из них выглядит привлекательнее. Результаты оказались ошеломляющими. Почти 90 проц. детей дружно выбрали самой красивой белую, а мулатка оказалась вдвое красивее чернокожей.
Эксперимент тем более показателен, что в качестве модели выступала одна и та же девушка - учащаяся столичного Университета имени Мондлане. Фотография тоже была одна и та же. Просто студентку-мулатку с помощью компьютерной программы осветлили и очернили, а детям не объяснили, что на трех фотографиях представлена единственная модель."Все три фото запечатлели одну и ту же девушку, - подтвердила Вера Круж. - Более того, она одета одинаково и одинаково причесана. Отличается только цвет кожи".
Объясняя возраст опрошенных, психолог пояснила, что он тоже был не случаен. "От четырех до одиннадцати - то время, когда дети, как правило, еще не умеют как следует врать, - сказала она. - У тех, кто постарше, уже начинает отчетливо проявляться внутренняя цензура. Они могли бы заявить, что чернокожая женщина красивее не потому, что так действительно считали, а потому, что так нужно говорить. Кстати, в ходе опроса одна из старших участниц пыталась выговорить младшей за то, что та указала на фотографию с белой моделью".
Важен возраст и для того, чтобы узнать, что думают мозамбикцы в целом, уверена Вера Круж. "Никто не рождается с готовым мнением, - отметила психолог. - Мнения появляются в результате контактов с обществом". Таким образом, опрос может служить достаточно точным отражением того, что на самом деле считают по данному вопросу взрослые жители страны.
Пытаясь докопаться до причин такого положения, Вера Круж возложила основную вину на колониализм. По ее мнению, именно во времена колониального господства черным и внушили идею о красоте белого цвета. "Он ассоциировался с миром, чистотой и нежностью, а черный выставлялся символом печали, чего-то жестокого, даже дьявольского", - напомнила она. Да и биология говорит о том, что, выбирая, человек "положительно реагирует на светлые тона и отрицательно - на темные", добавила психолог. Вместе с тем, убеждена она, в подобных предпочтениях нет ничего расистского.
Опрос, проведенный в Мозамбике, - далеко не первое доказательство того, что чернокожие жители Африки любят женщин с белом цветом кожи. За почти полвека, прошедшие с момента провозглашения независимости, это убеждение не смогли изменить ни патриотические теории, ни книги таких замечательных писателей и поэтов, как Чинуа Ачебе, Нгуги ва Тхионго, Леопольд Сенгор, вдохновенно воспевавших красоту африканок. И, в отличие от политкорректной Веры Круж, некоторые другие исследователи связывают это укоренившееся представление не с наследием проклятого прошлого, а с вполне понятным и распространенным у все рас стремлением добиться успеха и богатства, то есть стать как те, у кого это уже есть. Вряд ли нужно объяснять, что в Африке подобными моделями для подражания традиционно были белые колонисты.
Перед неудержимым стремлением сбросить с себя клеймо человека второго сорта, которое, что бы ни говорили радетели политкорректности, продолжает отравлять жизнь африканца, отступают и талант, и логика. Избавиться от черной кожи, сбросить ее, как ящерица, стать похожим на счастливчиков белых, которые ведь ничуть не лучше, а с рождения имеют преимущество, - это желание въелось в подсознание и прорывается в самых причудливых формах. Едва ли не чаще всего - в предпочтениях при выборе подруги или невесты. Многие африканцы, не имея возможности достичь сладкой белой жизни, стремятся, хотя бы, жениться на девушке посветлее. Кстати, не так уж давно в бедной южной Европе в женщинах тоже весьма ценилась аристократическая белизна кожи.
Африканкам такие выкрутасы уязвленного мужского самолюбия обходятся дорого. Чтобы понравиться суженому, они вынуждены отбеливаться в прямом смысле слова. В любом косметическом салоне и супермаркете африканского города, даже в сколоченных из фанеры трущобных киосках, можно купить кремы, которые, если верить рекламе, позволяют в считанные дни превратить самую безнадежно черную кожу в приятный шоколадный загар. И реклама не врет. Вот только эффект от применения крема проходит так же быстро, как и наступает. Чтобы постоянно поддерживать тон приятного загара, надо ежедневно втирать, минимум, один-два тюбика. В результате, мода обходится африканским женщинам не только в копеечку, но и приводит к серьезным проблемам со здоровьем.
Кожа не может бесконечно позволять над собой издеваться. Со временем на ней появляются пятна, неровности, она начинается отчаянно чесаться. А поскольку в состав даже дорогих препаратов входят гидрохинон и ртуть, последствия могут быть самые печальные, вплоть до сильных форм аллергии и рака. Помимо прочего, эти компоненты препятствуют образованию мелонина, который и окрашивает кожу в черный цвет. Между тем, меланин защищает от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, что для тропиков особенно важно.
Как показали исследования, проведенные австралийским биологом Джеймсом Макинтошем, черная кожа - не проклятие, а, наоборот, подарок судьбы. Более высокое, чем у белых, содержание меланина не только защищает от раскаленного солнца, но и помогает бороться с некоторыми опасными болезнями. Именно этим ученые объясняют, например, хорошую сопротивляемость африканцев к кожным заболеваниям.
Но пусть это попробуют объяснить отвергнутым женихами чернокожим девушкам. Именно поэтому ни запреты, ни полицейские рейды так и не смогли смести с полок магазинов и лавок опасные снадобья. Пока у африканских мужчин будут пользоваться успехом "молочные шоколадки", женщины, презрев собственное здоровье и непомерные расходы, будут продолжать прилежно портить свою черную кожу сомнительными кремами.
Двум с половиной сотням мозамбикских мальчиков и такому же количеству девочек показали три фотографии, на которых были изображены чернокожая, белая женщина и мулатка, попросив показать, какая из них выглядит привлекательнее. Результаты оказались ошеломляющими. Почти 90 проц. детей дружно выбрали самой красивой белую, а мулатка оказалась вдвое красивее чернокожей.
Эксперимент тем более показателен, что в качестве модели выступала одна и та же девушка - учащаяся столичного Университета имени Мондлане. Фотография тоже была одна и та же. Просто студентку-мулатку с помощью компьютерной программы осветлили и очернили, а детям не объяснили, что на трех фотографиях представлена единственная модель."Все три фото запечатлели одну и ту же девушку, - подтвердила Вера Круж. - Более того, она одета одинаково и одинаково причесана. Отличается только цвет кожи".
Объясняя возраст опрошенных, психолог пояснила, что он тоже был не случаен. "От четырех до одиннадцати - то время, когда дети, как правило, еще не умеют как следует врать, - сказала она. - У тех, кто постарше, уже начинает отчетливо проявляться внутренняя цензура. Они могли бы заявить, что чернокожая женщина красивее не потому, что так действительно считали, а потому, что так нужно говорить. Кстати, в ходе опроса одна из старших участниц пыталась выговорить младшей за то, что та указала на фотографию с белой моделью".
Важен возраст и для того, чтобы узнать, что думают мозамбикцы в целом, уверена Вера Круж. "Никто не рождается с готовым мнением, - отметила психолог. - Мнения появляются в результате контактов с обществом". Таким образом, опрос может служить достаточно точным отражением того, что на самом деле считают по данному вопросу взрослые жители страны.
Пытаясь докопаться до причин такого положения, Вера Круж возложила основную вину на колониализм. По ее мнению, именно во времена колониального господства черным и внушили идею о красоте белого цвета. "Он ассоциировался с миром, чистотой и нежностью, а черный выставлялся символом печали, чего-то жестокого, даже дьявольского", - напомнила она. Да и биология говорит о том, что, выбирая, человек "положительно реагирует на светлые тона и отрицательно - на темные", добавила психолог. Вместе с тем, убеждена она, в подобных предпочтениях нет ничего расистского.
Опрос, проведенный в Мозамбике, - далеко не первое доказательство того, что чернокожие жители Африки любят женщин с белом цветом кожи. За почти полвека, прошедшие с момента провозглашения независимости, это убеждение не смогли изменить ни патриотические теории, ни книги таких замечательных писателей и поэтов, как Чинуа Ачебе, Нгуги ва Тхионго, Леопольд Сенгор, вдохновенно воспевавших красоту африканок. И, в отличие от политкорректной Веры Круж, некоторые другие исследователи связывают это укоренившееся представление не с наследием проклятого прошлого, а с вполне понятным и распространенным у все рас стремлением добиться успеха и богатства, то есть стать как те, у кого это уже есть. Вряд ли нужно объяснять, что в Африке подобными моделями для подражания традиционно были белые колонисты.
Перед неудержимым стремлением сбросить с себя клеймо человека второго сорта, которое, что бы ни говорили радетели политкорректности, продолжает отравлять жизнь африканца, отступают и талант, и логика. Избавиться от черной кожи, сбросить ее, как ящерица, стать похожим на счастливчиков белых, которые ведь ничуть не лучше, а с рождения имеют преимущество, - это желание въелось в подсознание и прорывается в самых причудливых формах. Едва ли не чаще всего - в предпочтениях при выборе подруги или невесты. Многие африканцы, не имея возможности достичь сладкой белой жизни, стремятся, хотя бы, жениться на девушке посветлее. Кстати, не так уж давно в бедной южной Европе в женщинах тоже весьма ценилась аристократическая белизна кожи.
Африканкам такие выкрутасы уязвленного мужского самолюбия обходятся дорого. Чтобы понравиться суженому, они вынуждены отбеливаться в прямом смысле слова. В любом косметическом салоне и супермаркете африканского города, даже в сколоченных из фанеры трущобных киосках, можно купить кремы, которые, если верить рекламе, позволяют в считанные дни превратить самую безнадежно черную кожу в приятный шоколадный загар. И реклама не врет. Вот только эффект от применения крема проходит так же быстро, как и наступает. Чтобы постоянно поддерживать тон приятного загара, надо ежедневно втирать, минимум, один-два тюбика. В результате, мода обходится африканским женщинам не только в копеечку, но и приводит к серьезным проблемам со здоровьем.
Кожа не может бесконечно позволять над собой издеваться. Со временем на ней появляются пятна, неровности, она начинается отчаянно чесаться. А поскольку в состав даже дорогих препаратов входят гидрохинон и ртуть, последствия могут быть самые печальные, вплоть до сильных форм аллергии и рака. Помимо прочего, эти компоненты препятствуют образованию мелонина, который и окрашивает кожу в черный цвет. Между тем, меланин защищает от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, что для тропиков особенно важно.
Как показали исследования, проведенные австралийским биологом Джеймсом Макинтошем, черная кожа - не проклятие, а, наоборот, подарок судьбы. Более высокое, чем у белых, содержание меланина не только защищает от раскаленного солнца, но и помогает бороться с некоторыми опасными болезнями. Именно этим ученые объясняют, например, хорошую сопротивляемость африканцев к кожным заболеваниям.
Но пусть это попробуют объяснить отвергнутым женихами чернокожим девушкам. Именно поэтому ни запреты, ни полицейские рейды так и не смогли смести с полок магазинов и лавок опасные снадобья. Пока у африканских мужчин будут пользоваться успехом "молочные шоколадки", женщины, презрев собственное здоровье и непомерные расходы, будут продолжать прилежно портить свою черную кожу сомнительными кремами.
Комментарии (0)