Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»

img

Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»14 марта в 154 странах мира отмечают Всемирный день почки

По оценкам экспертов, более 15 млн россиян страдают хронической болезнью почек (ХБП) на разных стадиях. Сегодня диагностировать болезнь в «зачатке» удается лишь у каждого второго, спасти жизнь остальным могут только дорогостоящие диализ или трансплантация почки от донора, которые в нашей стране по-прежнему доступны не всем. Ежегодно расходы на заместительную почечную терапию составляют более 2% национальных бюджетов здравоохранения развитых стран.  В России лечение одного пациента на гемодиализе обходится государству от 1 млн до 1,5 мнл рублей в год. В первые 4 года с начала диализа 44% пациентов умирают от тяжелых сердечно-сосудистых осложнений хронической болезни почек. 

Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»Такие данные были озвучены на Межрегиональном телемосте по проблемам нефрологии, приуроченном к Всемирному Дню почки, который сегодня отмечают в 154 странах мира. Участниками мероприятия стали ведущие специалисты-нефрологи, представители органов власти и Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА» из 10 регионов России  -  Москвы, Ижевска, Калининграда, Краснодара, Мурманска, Новосибирска, Воронежа, Самары, Томска и Якутска.

Масштабы распространения и тяжелые социальные последствия хронической болезни почек, по оценкам ВОЗ и ООН, уже сегодня могут поставить ее в один ряд с заболеваниями - «тихими убийцами» после болезней сердца, легких, рака и сахарного диабета. Популяционные исследования показали, что нарушение функции почек увеличивает риск развития инфарктов миокарда и инсультов в 20 раз и в 500 раз у больных ХБП с гиперпаратиреозом. «Сегодня в США и Европе лишь 20% больных с хронической болезнью почек доживают до непосредственного лечения методами заместительной терапии, 80% умирают от сердечно-сосудистых осложнений – инфарктов и инсультов. Не видя серьезной компоненты почечных патологий в структуре сердечно-сосудистой смертности, наше государство никогда не достигнет задач по улучшению показателей здоровья и продолжительности жизни населения, - отметил Евгений Шилов, главный внештатный специалист-нефролог Минздрава России. - Стоимость профилактических мероприятий на ранних стадиях ХБП в 100 раз ниже, чем сегодня обходится государству лечение одного пациента на гемодиализе. Важно понимать, что основным источником  возникновения хронической болезни почек являются не классические нефрологические заболевания, а популяционные болезни – сахарный диабет, гипертония, ожирение, атеросклероз».

Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»Российское здравоохранение столкнулось с целым рядом серьезных проблем, появившихся вследствие долгого «невнимания» к почечным заболеваниям. «Сегодня хроническая болезнь почек обернулась для российского здравоохранения проблемой «хронической недостаточности» медицинских знаний у врачей и населения, отсутствием взаимодействия между специалистами-нефрологами, терапевтами, кардиологами и эндокринологами, недостаточностью темпов развития диализной службы и финансирования», - сказала Людмила Кондрашова, председатель МООНП «НЕФРО-ЛИГА».

Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»Одна из острейших проблем, которую обозначили участники межрегионального телемоста, - нехватка диализных мест для лечения больных с поздними стадиями хронической болезни почек. Несмотря на то, что за последние 5 лет темпы роста числа диализных центров увеличились почти в 2 раза, в настоящее время, гемодиализ остается доступен только 5 пациентам из 10.  В России показатель обеспеченности населения диализом – один из самых низких в мире.  Наряду с увеличением центров, где проводится диализ, нужно решать проблему доставки больных на эту жизненно необходимую процедуру. «Вопрос транспортной доступности диализа сегодня актуален и для жителей крупных городов, но в большей степени страдают жители сельской местности и удаленных районов. Некоторые пациенты вынуждены тратить на дорогу по 14 часов три раза в неделю, преодолевая расстояния в 200 км. А что значат такие нагрузки для ослабленного организма больного какого-нибудь северного региона да еще с учетом суровых климатических условий?

Парадоксальная ситуация, когда есть рядом центр, есть диализное место, а человек не может воспользоваться помощью, потому что физическое здоровье не позволяет. Вопрос транспортировки тяжелых больных до диализа, который многие годы остается нерешенным региональными властями, то ли по вине безразличия, то ли  - отсутствия административного духа и силы, видимо сегодня требует принятия законодательных норм», - прокомментировала  ситуацию Лариса Пономарева, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике.

Отдельной темой для обсуждения стало отсутствие единого тарифа на проведение гемодиализа, что создает существенные различия в качестве и доступности лечения пациентам разных регионов. Общая стоимость гемодиализа на одного больного может различаться между разными субъектами  почти в 4 раза! В среднем по России она составляет 4 000 – 6 500 рублей за одну процедуру. Выступающие из Ижевска отметили, что в Удмуртии стоимость одной процедуры гемодиализа одна из самых низких по стране – менее 3 000 рублей. Денег, которые на ее проведение выделяет республика, практически не хватает. При этом доказано, что только на качественном диализе пациент с ХБП может прожить 25-30 лет и боле, в противном случае диализ может оказаться губительным.

Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»Особо драматично в регионах обстоит ситуация с лечением тяжелых осложнений, таких как гиперпаратиреоз, с которым сталкивается каждый второй пациент на заместительной почечной терапии. Продолжительность жизни таких больных не превышает 3-5 лет с начала диализа, основная причина высокой летальности – середечно-сосудистые патологии на фоне прогрессирования заболевания: инфаркты и инсульты. Гиперпаратиреоз разрушает костные ткани и нарушает систему кровообращения, болезнь искажает внешний вид больных: деформируется позвоночник  и другие кости скелета (потери в росте могут достигать 10 см. в год) и лицевого черепа, что становится причиной многочисленных переломов, и, в конечном итоге, ведет к полной потере подвижности и инвалидности. По мнению Людмилы Рожинской, заведующей отделением нейроэндокринологии и остеопатий ФГУ «Эндокринологический научный центр», д.м.н., проф., таких тяжелых последствий можно избежать, «если начинать раннее лечение гиперпаратиреоза, что также могло бы сократить расходы на последующее лечение осложнений в 3-5 раз». «Чудовищная и несправедливая ситуация, когда государство ежегодно тратит более 1 млн рублей на диализ одного больного, но не может найти средств, чтобы спасти его от управляемой и предсказуемой причины смерти», - добавила она. Из 8 000 пациентов с гиперпаратиреозом, которые сегодня остро нуждаются в помощи, реально ее получают благодаря поддержке местных властей только в Москве,  Санкт-Петербурге и Республике Саха (Якутия).

Хроническая болезнь почек в России: проблема «хронической недостаточности»Трансплантация почки является радикальным и наиболее эффективным методом лечения, но также малодоступным. По количеству пересадок мы отстаем от Европы в 7 раз. Одна из причин – дефицит доноров. Если в США 34 донора на 1 миллион человек, то в России эта цифра в десять раз меньше – 3,4. Другая проблема - замещение дорогих лекарств дженериками у больных после трансплантаций, что делает эту операцию не только неэффективной, но и даже смертельно опасной: продолжительность жизни трансплантированных больных в России существенно ниже, чем в мире.

Участники Телемоста определили ряд приоритетных задач, решение которых в ближайшее время будет представлено Министерству здравоохранения РФ и Правительству РФ. Среди них – разработка государственной программы по нефрологии, которая позволит закрепить ключевые ориентиры для решения проблемы хронической болезни почек, и поддержка региональных властей, которые также должны осознать свою ответственность за оказание помощи каждому больному с ХБП. Комментируя результаты мероприятия, Ирина Андреева, помощник министра здравоохранения РФ, подчеркнула что «дорогу осилит идущий». Главное, чтобы все участники этого пути – пациенты, врачи, органы власти – двигались в одном направлении.