7-9 декабря 2011 года в Москве прошел Х Конгресс детских инфекционистов России «Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики». Организаторы посвятили его 100-летию со дня рождения академика РАМН Н.И.Нисевич. Такой конгресс, который объединил бы под своей крышей педиатров-инфекционистов, был давней мечтой Нины Ивановны, и она лично принимала активное участие в его организации.
Основными научными направления Конгресса в этом году стали:
- Проблема ОРВИ на современном этапе (новое в диагностике и лечении)
- Национальный календарь прививок: пути совершенствования профилактики детских инфекций на этапе ликвидации
- Внутриутробные инфекции
- Острые и хронические вирусные гепатиты
- Герпетические гепатиты
- Принципы этиотропного лечения при острых кишечных инфекциях у детей
- Природно-очаговые инфекции у детей
- Вакцинация и профилактика папилломавирусной инфекции
- Проблемы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний на современном этапе
- Роль инфекционных патогенов в возникновении соматических заболеваний.
Научная программа включала лекции и пленарные доклады, научные симпозиумы и дискуссии, во время работы конгресса прошли конкурсы научных работ молодых ученых и студентов, работали школы для практикующих врачей.
В заключительный день в рамках конгресса состоялся симпозиум «Безопасность иммунизации». Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии Иститута повышения квалификации ФМБА России Андрей Михайлович Федоров, открывая симпозиум докладом «Пути повышения безопасности профилактической иммунизации» подробно остановился на безопасности вакцинации и для медицинских работников, проводящих вакцинацию, и для тех, кто подвергается воздействию профилактической вакцинации.
Первым в этом ряду стоит строгое соблюдение положений нормативных документов. К примеру, обязательное соблюдение интервала между прививками оградит медицинских работников от обвинений в халатности в случае, если в поствакцинальный период с ребенком вдруг что-то случится.
Со всей ответственностью, считает А.Федоров, медики должны отнестить и к сбору информации о наличии или отсутствии у вакцинируемого противопоказаний. В противном случае возникновение неприятностей тоже целиком и полностью будет на ответственноти того, кто проводил вакцинацию.
Еще один важный аспект — использование только разрешенных вакцин. Несмотря на то, что Россия, говорит профессор Федоров, «обижена» количеством вакцин, которые разрешены к применению. Медики ни в коем случае не должны идти на поводу у довольно мобильных и продвинутых родителей, которые привозят из «заморских» стран рекомендованные кем-то «очень хорошие» вакцины и умоляют доктора (из самых лучших, естественно, побуждений) ввести их ребенку. Однако врач должен не забывать о том, что какой бы хорошей эта вакцина не была, каким бы богатым не был опыт применения этой вакцины в других странах — если нет разрешения о применении данной вакцины в России от главного органа стандартизации и контроля, то и применять ее ни в коем случае нельзя.
Следующий важный фактор сохранения безопасности — четкое оформление отчетной документации. И качественное и полноценное оформление отчетных документов при проведении вакцинации не менее важно, чем сам процесс прививки.
Недопустимым считает Андрей Михайлович и «открещивание» самих врачей от знаний о прививках. Высказывания типа «мы прививками не занимаемся и знать нам о них ничего не нужно» он считает глубоко ошибочными по отношению к самому эффективному методу профилактики инфекционных заболеваний — вакцинации.
Если говорить о безопасности вакцинации для ребенка, то в первую очередь это снижение до минимума частоты неблагопритяных событий или явлений в поствакцинальном периоде.
К сожалению, констатировал А.Федоров, у нас огульно приписывают вакцинации любые поствакцинальные реакции или осложнения, и в этом очень большое зло. Потому что для того, чтобы так утверждать, нужно иметь четкие данные причинно-следственной связи между сделанной профилактической прививкой и тем, что случилось потом. Потому что возникновению неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде могут способствовать разные причины. Их достаточно много, и первая из них — несоблюдение противопоказаний.
Современный список противопоказаний, зарегистрированный в РФ и используемый в практике, достаточно лаконичный. И многие противопоказания из него встречаются довольно редко. В качестве примера докладчик предложил присутствующим вспомнить, когда у них в практике были пациенты с аллергией на пекарские дрожжи. Таких не оказалось (у одного из находящихся в зале врачей был пациент с подозрением на такую аллергию, но доказана она не была). А данная аллергия является единственным абсолютным противопоказанием для вакцинации против вируса гепатита В. Поэтому если четко выполнять существующий список противопоказаний, считает А.Федоров, то медики в состоянии обеспечить безопасную вакцинацию большей части населения.
Одной из главных программных ошибок в ухудшении безопасности вакцинации является нарушение техники введения, отметил профессор. К примеру, при изучении специалистами проблемы поствакцинальных осложений после БЦЖ-вакцинации именно нарушение техники проведения профилактической прививки явилось причиной, вызвавшей эти осложнения. Также возникновение неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде может спровоцировать ненадлежащее качество вакцины.
Самая актуальная и тревожная группа причин возникновения неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде — это интеркуррентные заболевания в поствакцинальном периоде. Ведь диагноз «поствакцинальная реакция» или «поствакцинальное осложнение» настраивает доктора, наблюдающего за ребенком с какими-то симптомами после прививки, на выжидательную, терпеливую тактику: маму успокоить, ребенку назначить симптоматическую терапию. И при этом, если ребенок в данный момент имеет какое-то серьезное жизнеугрожающее состояние, теряется время, не ставится правильный диагноз и не назначается адекватная терапия.
Проведенные исследования показали, что только 20% детей, умерших в поствакцинальном периоде, погибли от прививки, 80% — от различных заболеваний (проанализированы данные, собранные центром поствакцинальных реакций и осложнений, который до недавнего времени работал в институте педиатрии). Дети поступали с диагнозом «поствакцинальное осложнение или реакция», а на самом деле у них были болезни, никоим образом не связанные со сделанной профилактической прививкой. В основном интеркуррентная патология имела инфекционный генез, и чаще всего это были респираторно-вирусные инфекции. Всем экспертам, которые анализировали документы умерших детей, в конце задавали вопрос — была ли смерть предотвратима? И если посмотреть на спектр патологий, то, с некоторым допущением, можно сказать, что примерно половина смертей умерших в поствакцинальном периоде детей была условно предотвратима, отметил Андрей Федоров.
«Не должны дети умирать от пневмоний, от кишечных инфекций, от менингитов при ранней диагностике и адекватном начале лечения. Я даже не беру в пример вирусные инфекции, потому что от гриппа можно в одночасье умереть за несколько часов, и никакое тамифлю не поможет. Но другие инфекции при ранней диагностике можно вылечить.»
Безопасность проведения вакцинации очень важна. И работы, которые проводятся во многих научных центрах различных стран мира, направлены как на создание новых, более безопасных вакцин, так и на создание алгоритмов более аккуратного проведения профилактических прививок — в попытке снизить вероятность заражения детей. И если в поствакцинальном периоде появляются настораживающие врача симптомы, то самое главное для него — исключить все те болезни, которые могут протекать с проявившимися симптомами, чтобы назначить адекватное лечение своевременно.
Игорь Залесов,
г.Москва
Комментарии (0)