Право медицины на неопределённость

img
 
В качестве преамбулы к публикуемому материалу, medvestnik.com хочет подчеркнуть следующее. Приоритет здоровья и жизни человека как высших ценностей делает недопустимым применение экспериментальных лечебно-диагностических методик без получения необходимого научно-практического фундамента их эффективности и безопасности,определяющего сущность доказательной медицины.

О рациональном отношении к реальным возможностям и ограничениям доказательной медицины.


Невероятные успехи, которых наука и техника достигли в нескольких областях, заставляют многих людей переоценивать возможности современной медицины и игнорировать один фундаментальный факт.


На данный момент наши знания о нормальном функционировании организма человека, о причинах и о возможностях лечения болезней остаются чрезвычайно ограниченными.


Несмотря на блестящий прогресс, достигнутый в доказательной медицине за последние десятилетия, доступные научные данные освещают лишь небольшую часть реальности. Более того, чем шире становится область наших знаний, тем больше конфликтов открывается на её границе с незнанием.


Используя аналогию, предложенную Нассимом Талебом в «Чёрном лебеде», можно сказать, что медицинская наука — это настоящая библиотека Умберто Эко, в которой бесчисленные тома лежат на полках нетронутыми, безмолвно напоминая хозяину о том, как много он не знает и призывая его сохранять осознанность собственной ограниченности.


Некоторые определения доказательной медицины предполагают не только экспертизу и доказательства, но и учёт ценностей и ожиданий пациента. Об этой части «триады» говорят реже всего.


Научные открытия и инновации действительно решают многие проблемы, однако нужно признать, что они также создают новые проблемы и поднимают сложные моральные дилеммы. Источник этих дилемм встроен в саму природу человека. Сложно выбирать между качеством жизни и её продолжительностью. Трудно решиться улучшить один аспект качества жизни за счет ухудшения другого. Нелегко понять, как рационально распределить ограниченные ресурсы, когда существует так много разных детерминантов здоровья.


В условиях процветания лженауки призывы к осторожному отношению к выводам доказательной медицины могут показаться злонамеренной ересью. Однако доказательная медицина, как научная и моральная дисциплина, сама требует к себе такого отношения. По определению доказательная медицина не даёт строгих предписаний, а является лишь интеграцией наиболее точных предположений о сущности медицинских проблем с ценностями и пожеланиями пациентов.


Применяя выводы доказательной медицины, мы всегда должны помнить о том, что они не являются истиной в последней инстанции, а только наиболее точными представлениями о состоянии вещей, которые нам удалось составить до сих пор. Скорее они существуют в виде поля неопределённости.


Единственная правда современной медицинской науки заключается в том, что её выводы освещают лишь небольшую часть истины, оставляя в тени неопределенности и неизвестности множество феноменов и связей, которые, тем не менее, продолжают влиять на исходы.


Доказательная медицина — это лучшая из доступных нам технологий изучения медицинских вопросов, однако, как и в отношении других технологий, мы должны сохранять осознанность по отношению к её ограничениям и не винить саму науку, а лишь её методы и практику их применения.


Единственное обещание, которое современная медицинская наука может сдержать более или менее честно — это обещание полностью информировать человека о том, что известно и что не известно по поводу интересующего его вопроса.


Основное рациональное требование, которое мы можем выдвигать по отношению к применению выводов доказательной медицине, — это требование признать центральную роль предпочтений хорошо информированного пациента в процессе принятия решений.


Испытывая естественный страх перед незнанием, мы ищем определённости и столь доверчиво верим обещаниям. Не думаю, что следует пытаться перебороть эти побуждения, но полагаю, что будет правильным и полезным стараться формировать наши ожидания по отношению к медицине исходя из рациональных аргументов.


Более широкое обсуждение неопределённостей может положить конец многим негативным феноменам нашего времени. Вот некоторые из них.

  • лженаучная манипуляция желаниями и переживаниями, которые потребители связывают с медициной;

  • чрезмерное потребление медицинских товаров и услуг и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть потрачены на укрепление действительно важных детерминант здоровья;

  • применение выводов научных исследований без правильной диагностики пожеланий пациентов и их медицинских целей;

  • необоснованное перекладывание моральной ответственности за исходы на врачей или на пациентов, в условиях, когда ни у одних, ни у других не было возможности предвидеть их;

  • культура несистематической и тревожной заботы о здоровье, сосредоточенная на бесполезном решении множества мелких проблем и упускающая из вида действительно ценные возможности.

  • Все эти феномены так или иначе связаны с необоснованными ожиданиями от доказательной медицины и необоснованными обвинениями в её адрес, которые делаются, исходя из этих ожиданий. Принятие медицинских решений с учетом неопределённостей может быть непростой задачей, однако все мы заслуживаем этого.

"МВУ" подчеркивает, что информационная роль врача столь же неоценима, сколь и комплаенс   в виде готовности к конструктивному сотрудничеству со стороны пациента.