Победитель чумы

img

Победитель чумыДоктор Данила Самойлович был первым украинским ученым, широко признанным за рубежом. 213 лет назад ученый приехал в Херсон и спас его жителей от страшной болезни - чумы.

... Вечерело. Над городом кружились столбы дыма, сквозь которые виднелись красные языки пламени.
- Зачем камыш жгут? - спросил доктор.
- Мор уничтожают, - ответил старик.

Самойловичу было смешно и грустно, что с чумой борются старыми методами. Он на себе испытал способ борьбы с этой особо опасной болезнью.

... Белье больного обкуривали специальным дезинфицирующим порошком. Д.Самойлович одел его еще горячим и лег спать. Друзья страшно волновались: что если порошок не поможет? Только молодой врач был спокоен:

- Если чума происходит не от миазмов, не от нечистой силы, проклятья божьего, гнилого воздуха, как до сих пор считали во всем мире, а от живого язвенного яда, то этот яд при обкуривании должен погибнуть. Способность умирать  - главное свойство всего живого.
Опыт было доведено до конца. Украинский врач Данила Самойлович впервые в истории мировой науки благодаря своему мужеству и самоотверженности доказал, что чуму можно победить - на нее распространяется биологический  закон жизни и смерти. Практическая медицина получила, хотя и не совершенный еще, способ борьбы с эпидемией.

Не менее важными были и другие меры, предложенные Д.Самойловичем. Работая в чумном госпитале в Москве, он трижды заражался чумой, но каждый раз болезнь протекала легко. Причиной этого была своеобразная вакцинация: врач разрезал чумные бубоны, гной все время попадал ему на руки, и в организме  постепенно вырабатывалась невосприимчивость к болезни. В то время уже проводились прививки против оспы. И вот теперь украинский ученый пришел к  выводу, что и при чуме вакцинация "дает возможность каждому предупредить заразу". Таким образом, ученый, намного обогнав время, предвидел идею профилактических прививок, что было оценено значительно позднее.

Поработав несколько лет в Москве, он едет за границу, вскоре защищает в Лейденском университете диссертацию на ученую степень доктора медицины, изучает работу зарубежных медиков, читает специальную литературу.

Возмущенный несправедливым отношением к своей стране, Самойлович пишет научную работу, которая должна была "закрыть рты" всем недоброжелателям. Так появился известный труд ученого - "Записка о чуме, которая в 1771 году поразила Российскую империю и особенно Москву".
Получив научные труды украинского врача Данилы Самойловича (он родился 22 декабря 1744 года в с.Яновка на Черниговщине), Академия наук, искусств и литературы в г.Дижоне (Франция) - та самая академия, которая перед этим присудила премию выдающемуся представителю французского Просвещения Жану-Жаку Руссо, - избрала его своим членом.

В его произведениях, - отмечала академия, - представлено такие предметы, о  которых до этого времени никто не думал, так как ни в каких трудах древних  и современных врачей не сказано, чтобы отраву, такую лютую, как язвенная, можно было быстро победить".
О Даниле Самойловиче начинают говорить ученые всей Европы. Его избирают своим членом академии Парижа, Рима, Марселя, Лиона, Тулузы, Падуи, Мангейма, Майнца, Турина... Ученого мало интересует слава. Его радует другое: прийдет время, когда "Европа узнает, что и у нас, в нашей северной стране, есть врачи", достойные занять место в академиях.

А в России, когда он вернулся из-за границы, его встретили холодно и даже враждебно. Российская академия не избрала его в свой состав: помешала немилость российской императрицы. Находясь во Франции, Самойлович общался с демокра-тически настроенными людьми, и Екатерина II считала, что ученый "заражен" революционным духом. Он стал членом Российской академии позднее.

Неизвестно, как бы сложилась его судьба в России, если бы ... не новая вспышка чумы на юге Украины.

Эпидемия началась весной 1783 года и быстро распространилась среди жителей Килии, Измаила, Бендер, Аккермана, Очакова. В начале лета чума появилась  в Херсоне. Как свидетельствует правитель города, с июня по декабрь 1783 года от чумы умерло 3774 человека. Ежедневно погибало по 50 человек. Особенно большая заболеваемость была среди арестантов, занятых строительными работами. Чума распространилась на север и дошла до черты Знамянка - Лубны - Хорол - Диканька.

Грозная эпидемия могла сорвать честолюбивые планы Григория Потемкина по заселению Северного Причерноморья. Ликвидировать эпидемию могла только "сильная рука", опытный специалист. Такой "рукой" мог стать только Самойлович, слава о котором после ликвидации чумы в Москве дошла до Петербурга. Согласно рекомендациям императрицы Потемкин и предложил Даниле Самойловичу должность "главного по медицинской части врача ".
Формально Херсон, куда прибыл Самойлович летом 1784 года, был окружен охраной, но любой мог выехать и войти. Губернский врач нашел много недостатков в организации борьбы с опасной болезнью, организовал новую границу, проводил массовые прививки.

Данила Самойлович сделал клиническое описание чумы, написал известную работу "Описание чумы, которая была в Херсоне в 1784 году".
Под его руководством в нашем городе была создана первая в России корпорация врачей. Ее устав был подготовлен Самойловичем. Энергичная и плодотворная деятельность губернского врача была высоко оценена правителем Екатеринославского наместничества. После ликвидации чумы он получил высокий чин коллежского советника.

В 1786 году Д.Самойлович был избран членом четырех зарубежных академий и получил большую золотую медаль от австрийского императора Франца Иосифа.

В этом же году определился маршрут путешествия Екатерины ІІ на Украину. Потемкин совершает инспекционную поездку вместе с губернскими чиновниками и Самойловичем по маршруту Кременчуг - Елисаветград - Херсон - Симферополь - Феодосия - Берислав - Кременчуг. Данила Самойлович знакомится с организацией медицинсого дела, требует укомплектования штатов уездных врачей.

В 1787 году Самойлович вто-рично едет в Херсон, блестяще выполняет поручение Потемкина по подготовке госпиталей, лазаретов и Херсонского пограничного карантина к приезду российской императрицы.

Командующий войсками в Херсоне генерал Самойлов в рапорте фавориту сообщал о са-моотверженном труде губернского врача, который за свою службу и подвиги заслужил орден святого Владимира. Но награды он так и не получил, так как кто-то передал всесильному вельможе, что Самойлович высмеивал бутафорские приготовления Потемкина к приезду Екатерины ІІ.

Данила Самойлович мечтал стать преподавателем медицины в Елисаветградской медико-хирургической школе, но началась русско-турецкая война, и он сразу же отправляется в действующую армию, которой командовал А.В.Суворов, организует работу госпиталей и лазаретов, "где во всяком полку по семьсот и восемьсот больных", требовал, чтоб их лечили в прифронтовых госпиталях, а не отправляли в глубокий тыл.

В районе Кинбурнской косы высадился турецкий десант, который стремился овладеть Херсоном. Особенно тяжелым был бой 1 октября. Турецкий десант отбили, но ценой больших потерь. А.В.Суворов был дважды ранен - в грудь и в руку. Под ливнем пуль, рискуя жизнью, Самойлович оказал ему медицинскую помощь и спас от смерти.

Но не это было причиной того, что полководец отмечал Д.Самойловича. Он писал, что ученый прекрасно руководил "медицинскими чинами", "воспо-собствовал страждущим в болезнях, а особливо в ранах, полученных от неприятеля", что "он поставил на ноги полки". Действительно, большинство раненых в этой битве солдат возвратились в строй.

Но рапорты А.В.Суворова,  как и других, о награждении Самойловича остались без внимания. А в октябре 1790 года по приказу Г.Потемкина он был уволен без объяснения причины и ему не была выплачена зарплата за девять месяцев.

Только после смерти всесильного фаворита Данила Самой-лович приехал в Петербург и подарил свои труды Государственной медицинской коллегии, которая избрала его своим членом. Новый фаворит Екатерины ІІ Платон Зубов , побаиваясь чумы, которая возникла в Турции, обратился к ней с просьбой создать на юге Украины сеть пограничных карантинов и назначил Д.Самойловича главным карантинным врачом. В 1800 году он стал инспектором Черноморской  медицинской управы.

В XVIII веке только на Украине было зарегистрировано 15 эпидемий чумы. Данила  Самойлович принимал участие в ликвидации девяти и убедился, что очень жестокие противоэпидемические мероприятия пугают людей и не дают желаемых результатов. Так было в Тамани в 1796 году, когда по приказу одного из чиновников город был опустошен будто врагом, - пожарища, пустые дома с выбитыми окнами, мусор... Самойлович приказал повернуть жителей в город и навести порядок. Начали действовать карантины, больницы, изоляторы. Эпидемия пошла на убыль. В этом же году главный карантинный врач наконец получил орден святого Владимира. Ему был присвоен высокий чин статского советника.

В ноябре 1804 года он совершил свою последнюю служебную поездку по маршруту Николаев - Херсон - Берислав - Козлов - Севастополь - Акмечеть - Таганрог - Николаев, осмотрел госпитали, лазареты, аптеки.

20 февраля 1805 года Данила Самойлович умер в Николаеве, где и был похоронен.

Основатель отечественной эпидемиологии, он своими трудами заложил фундамент нынешней санитарно-эпидемиологической службы.
Важное место великий эпидемиолог отводил санитарно-просветительной работе. Прек-расно зная быт и обычаи народа, он настаивал на необхо-димости распространения среди населения разумных советов по профилактике чумы. Более 20 лет он воевал с грозной болезнью и побеждал ее.

Подобно Ломоносову, Самойлович открыл победную дорогу медицинской науке на Европейском континенте. Знаменитый французский ученый и врач П.Кабанис назвал его среди тех известных врачей и ученых, "которые делают честь своей профессии, когда во время общенародных бедствий самоотверженно рискуют своей жизнью, чтобы спасти таковую своим соотечественникам ".

Благодарные потомки не забыли своего великого соотечественника. В Николаеве ему было сооружено два памятника; на доме, где был госпиталь, установлена мемориальная доска. В Херсонском художественном музее (ранее здесь размещался горисполком) на стене золотыми буквами написаны фамилии людей, прославившихся своими подвигами и делами. Среди них - Данила Самойлович.

Подготовила Зоя Демченко, г.Херсон ("Медицинский вестник Украины", октябрь 1997 года)