Валентина Тишкова профессию выбирала не «по стопам» родителей, в её роду медиков не было. Это она положила начало семейной династии, отдав профилактической медицине тридцать три года профессиональной жизни. И все эти годы – на одной должности и на той же улице – Старопортофранковской. В 1980 году, когда она, выпускница Одесского медучилища №1, пришла работать в тогда находившуюся здесь городскую СЭС, улица носила название Комсомольской. Комсорг группы санитарный фельдшер Валентина Загуральская (Тишкова) получила назначение в горсанэпидстанцию на должность помощника врача-эпидемиолога.
Многие одесситы – выпускники вузов, техникумов и училищ традиционно стремятся остаться в родном городе, и всё же большинство при распределении получали направления в районы области. Валя же об этом и не мечтала. Но и не знала, что её место в трудовом строю уже было определено.
– В училище нам преподавала эидемиологию Марья Андреевна Прокофьева, которая тогда работала в горСЭС завэпидотделом. И она там меня тогда, так сказать, «сфотографировала» и решила за меня мою судьбу, хотя я ничего этого не знала. Перед распределением мы с мамой поехали в облздравотдел: просить, чтобы меня направили в Кодымский район, потому что там все мои родственники по линии отца. Думалось: всё-таки там родня, будет где жить и вообще… Приезжаем, а начальник облздравотдела нам говорит: «А с чего вы взяли, что вас в район направляют? Вы остаётесь в Одессе по запросу горСЭС». Так я об этом узнала.
1 апреля 1980 года Валентина Николаевна стала сотрудницей Одесской городской санэпидстанции, которая находилась в то время в здании, где сейчас Главное управление Госсанэпидслужбы в Одесской области, а областная СЭС находилась на ул.Слепнева. Столько лет прошло, но кто из нас может забыть свои первые шаги в профессии? И Валентина Николаевна перелистывает страницы прошлого.
– Главным врачом горСЭС тогда был Георгий Михайлович Павский. Работали в те годы Василий Федорович Рябошапка, Клара Михайловна (к сожалению, не помню её фамилию), Светлана Александровна Анисимова, Евгения Васильевна Стрелкова. Затем пришли Антонина Яковлевна Лунина, Галина Николаевна Запорощенко, Нина Викторовна Герасимова. Потом, когда была организована Суворовская райСЭС, Галина Николаевна перешла работать туда врачом-эпидемиологом. А Нина Викторовна переквалифицировалась и стала бактериологом, работала в Афганистане, после этого – в Ильичевской СЭС на водном транспорте.
Большой был эпидотдел, дружный. Евгения Григорьевна Воронина, которая руководила эпидотделом областной СЭС, нам названивала, когда что-то «не так»! И подсказывала, и направляла. Запомнилось, как мы создавали прививочные бригады, когда были массовые прививки бюджетной вакциной гриппозной.
Ездили по учреждениям, организовывали такой мини-прививочный кабинет и вакцинировали – тогда, помню, у нас еще шприц педальный был, для работы с ним нужна была сила, и потому вместе с нами ездил техник. Охват был хороший, тогда же как стоял вопрос? Надо! Да и доверие у людей было, понимали значение прививок.
– Трудно восстанавливать это доверие после такой мощной антипрививочной кампании, какой была охвачена общественность в последнее десятилетие…
– Недавно мы проверяли по иммунопрофилактике все наши ЛПУ, и результаты оказались разными, но тенденции показывают значительное уменьшение количества отказов от вакцинации – наполовину. Мне кажется, что эта антипрививочная шумиха немного улеглась, во всяком случае, уже за прошлый 2012 год у нас не было сведений о мероприятиях, которые проводят общественные организации, агитируя население против прививок. В предыдущие годы такие встречи проходили постоянно, и служба в них, а также в различных круглых столах, участвовала как оппонент.
– Иммунопрофилактика – постоянное направление вашей работы?
– С самого начала в городской санэпидслужбе меня определили на этот раздел работы, и с тех пор я занимаюсь иммунопрофилактикой, учетом прививок. А когда нас объединили с областной СЭС, я стала работать с Галиной Александровной Шевченко, которая много лет занимается этой проблемой. Наша Галина Александровна – человек с феноменальной памятью. Календари меняются, но она помнит все перемены, все изменения, и кто бы из врачей, педиатров к ней ни обратился, ответит на все вопросы. Всегда поражались ей: и памятью, и опытом – она всю жизнь посвятила иммунопрофилактике, глубоко разбирается в этом деле. Ведь в вопросах вакцинации столько нюансов, а у Галины Александровны всегда новые поиски и новые ответы. А как она переживала эту общественную агрессию, вызванную антипрививочной кампанией! Воспринимала как личную драму, настолько она уверена, что прививка необходима, целесообразна, это – защита. Словно ей нанесли личное оскорбление таким отношением. А окружающие почему-то скорее внемлют негативу, как это ни печально… И еще этот провал с корью и краснухой здорово подыграл оппозиции, навредив самому имиджу вакцинации. Такая огромная организационная работа была проведена перед иммунизацией против кори и краснухи, и так был подорван авторитет самого дела.
– Валентина Николаевна, а своих детей вы прививали своевременно?
– А как же! И детей, и внуков, это однозначно. Я постоянно об этом забочусь. Вот и соседи в Интернете начитались о вреде прививок, так я им говорю, что конечно, каждый родитель решает сам, делать или не делать его ребенку прививку. Но если рассматривать такие заболевания, как полиомиелит, дифтерия, туберкулёз – разве ж можно пускать на самотёк профилактику этих инфекций? Много лет назад нас был летальный случай, от дифтерии погибла девочка, мама которой отказалась делать прививку. А потом упрекала врачей : что же вы меня не убедили сделать прививку… И я тоже привожу доводы в защиту вакцинации: думайте сами, но чтобы потом не пришлось сожалеть.
Подумать только: весь мир прививается, мы и наши дети привиты, есть ведь большой положительный опыт с натуральной оспой, от которой избавился весь мир! Какие могут быть сомнения в пользе иммунопрофилактики? Или взять ветряную оспу: раньше, когда не было вакцины, боролись с её распространением всеми способами. Галина Александровна рассказывала, что ещё во времена земских врачей бывало и так: собирали детей в один коллектив с заболевшим ребенком, и они все вместе переносили это инфекционное заболевание. Таким образоом и вырабатывался иммунитет. Ведь нельзя недооценивать опасность любой инфекции, и ветряная оспа также может дать тяжелое осложнение. Причем в любом случае необходимо наблюдение педиатра.
… Когда на Старофортофранковскую переехала областная санэпидстанция, все помощники врача-эпидемиолога, работавшие в ней до объединения, уволились, остались здесь два помощника врача-эпидемиолога – Валентина Тишкова и Оксана Пияк. Конечно, объем работы увеличился, но уже был приобретён опыт, а текущие трудности и авралы во времена вспышек и эпидемий преодолевались благодаря спаянности и квалифицированности каждого члена коллектива. Эпидотделом руководила известный эпидемиолог Евгения Григорьвна Воронина, потом она перешла на врачебную должность. отдел возглавила Людмила Васильевна Красницкая, для которой эпидемиология тоже дело всей жизни.
Сегодня, когда произошла очередная реорганизация, связанная с масштабным реформированием службы, во вновь созданной структуре продолжают трудиться начальник отдела управления организации госсанэпиднадзора Людмила Красницкая, главный специалист Александра Садкова, начальник отдела эпидемиологического мониторинга Лариса Потиенко, помощники врача-эпидемиолога Валентина Тишкова, Лариса Кюрчубаш, Виктория Шурман. Спрашиваю у собеседницы, что значит для нее коллектив.
– Коллектив – это всё, это мой дом. Когда сюда приходишь, разве можешь что-нибудь удержать, скрыть? Всё по глазам прочитают и никто не проявит безразличия, вместе со мной переживают мою боль и мою радость, это я чувствовала всегда. Как и то, что в моей жизни Людмила Васильевна не только врач и завотделом, под началом которой я работаю. Это мой спасательный круг. Людмила Васильевна помогает превозмогать самые тяжелые ситуации, которые мне пришлось испытать, она для меня не только наставник. Я всегда чувствую её поддержку, и не знаю, как бы смогла пережить трагические времена в своей жизни, если бы не она.
А ещё – если бы не моя двоюродная сестра Тамара, с которой мы идём по жизни рядом. Это такой широкой души и огромного сердца человек! Я не знаю таких коммуникабельных, отзывчивых, тонко чувствующих чужую душу людей, как она. Всегда поражаюсь, как её хватает на всех при том, что она очень многое в жизни перенесла. Возможно, эта чуткость заложена самой природой и потому мы все такие разные? Я, например, жестче моей сестры – сочувствую, переживаю, но всё равно спокойнее, чем она, которая сразу же понимает человека и подключается к решению его проблемы. Все свои дела отложит и выслушает тебя, подскажет. Она энергичная, смелая и решительная, способна рисковать и всё у неё получается. Но сама часто бывает беззащитной, может, потому что всю себя отдаёт людям? Для неё вообще не существует чужих людей, всех понимает…
– Видите, а говорят: «Что отдал – то твоё»!
– Так-то оно так, но она отдаёт свои силы… И я считаю, что иметь такую сестру большое счастье.
Слушаю Валентину Николаевну и думаю, что счастье, наверное, очень личная материя. И состоит оно из всех самых маленьких и больших радостных мгновений, когда мы это вдруг осознаём, обогащаясь духовно. А работа и увлечения приносят как удовлетворение, так и разочарование и требуют постоянной подпитки новыми знаниями и опытом. И мы уже совсем отошли от медицинской темы, затронув самую что ни на есть трепетную для каждого человека струну. Кто же не мечтает быть счастливым? Ведь даже в этом состоянии люди мечтают о ещё большем, потому что у понятия о человеческом счастье пределов нет.
– Я люблю поэзию. Стихи Фета, Асадова, Евтушенко, очень нравится Вероника Тушнова. А еще люблю работать на природе: огородничать, что-то выращивать. У меня ведь знак Земли, – смеётся Валентина Николаевна, – и этим подтверждается моя к ней любовь. Мы с мамой разделили огород пополам и копаемся каждая на своем участочке. Так мама говорит: «Почему на твоей половине всё растёт лучше? У тебя, наверное, лучше земля!» А я ей в ответ: «Мама, но огород-то у нас один!» И мы смеёмся.
Дочь Валентины Николаевны, Катя, врач-лаборант. Сомневалась в выборе профессии, но и по-настоящему полюбила её, когда испытала себя непосредственно на практике и прочувствовала собственное к ней отношение. Сын Женя одарён технически. Мать считает, что эти способности он унаследовал от отца, но именно на генном уровне, потому что когда они начали проявляться, того уже не было в живых. Абсолютно всё умеет делать, за что ни возьмется, в чем себя ни попробует: рисует, строительные работы знает.
Сдержанно и по-матерински трепетно говорит Валентина Николаевна о своих детях и внуках, о профессии, которую поймала, как птицу на лету:
– Медиков среди моих близких не было вообще, а как-то, сразу после окончания школы, я встретила одну знакомую девчонку, которая занималась в медучилище. Она стала мне о нём рассказывать. Говорит: «Иди к нам! У тебя есть грамоты, пройдешь без экзаменов!» Я подумала и решилась. Правда, сочинение всё-таки писать пришлось, потому что нужна была грамота по языку, а у меня были только по литературе и химии. Так я писала сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве» по драме Островского «Гроза», хотя в школе любила вольные темы – садилась и включала фантазию…
– Почему же выбрали «Грозу»?
– Это была одна из последних тем, которые мы проходили в школе, и кроме того мне она нравилась.
– А сами к какому типу женщин принадлежите? Как Катерина, или же?
– Нет, я сторонница равноправных отношений между мужчиной и женщиной. На порог, как рабыня, падать не стану. Но свои женские обязанности я всегда выполняла с удовольствием: встать и приготовить завтрак, собрать обед. Постирано, наглажено. И если разобраться, то это даже не обязанность: если ты живёшь с человеком и любишь его, то у тебя возникает потребность делать всё для него, правильно? У меня всё шло отсюда, потому что я выходила замуж по любви. Но при всём этом для меня самое страшное в отношениях между мужчиной и женщиной – это предательство.
… Элегантно-строгую, подтянутую, женственно обаятельную Валентину Николаевну здесь, на Старопортофранковской, всегда можно застать только за работой, сосредоточенность на которой дает ей новые импульсы к жизни. Ни за что не догадаешься вот так, с наскоку, какой богатый лирический заряд таится в её душе. Но коллеги знают это. Кто лучше придумает поздравления к празднику, дню рождения? Валентина. И праздничные блюда приготовит – хоть на выставку кулинарного искусства! Всё она, помощник врача-эпидемиолога Валентина Тишкова.
Полина Овчинникова
Комментарии (0)