Лев Васильевич Громашевский (1887-1980) - выдающийся ученый-эпидемиолог и организатор здравоохранения, заслуженный деятель науки Украины.
В американском справочнике “Who is who” (”Кто есть кто”, 1983-1984) излагается жизненный путь академика, его значительный вклад в создание советской эпидемиологической школы, отмечается среди других интересов - “интерес к литературе”.
На фундаментальных идеях Льва Васильевича воспитывалось не одно поколение врачей как в Украине, так и за ее пределами.
Будущий академик родился 14 октября 1887г. в г.Николаеве (бывшей Херсонской губернии) в семье морского офицера. Мать - Анна Сергеевна - выпускница Смольного института - занималась педагогической деятельностью.
Когда Л.В.Громашевский был еще ребенком, семья переехала на постоянное жительство в г. Одессу. Здесь он в 1904г. окончил З-ю одесскую гимназию. Высшее образование Лев Громашевский получил в Одесском Новороссийском университете сначала на математическом, потом - на медицинском факультете.
Летом 1910г. на территории Российской империи вспыхнула эпидемия холеры. Медицинская общественность призвала всех врачей и студентов-медиков подняться на борьбу с опасной инфекцией, несшей неисчислимые страдания народу. Л.В.Громашевский, к этому времени окончивший четвертый курс медицинского факультета, поехал в Херсон, где вместе с земскими врачами принял активное участие в борьбе с холерой. Это была первая встреча ученого с эпидемией, первая проба сил будущего врача, начинающего осознавать свое медицинское и гражданское призвание.
Возвратившись в Одессу в октябре 1910г., Л.В.Громашевский попадает в водоворот общественных событий: траурное шествие одесских студентов, посвященное смерти Льва Николаевича Толстого, приобрело политическую окраску, в результате разгона демонстрантов появились убитые и раненые. 13 декабря 1910г. Громашевский присутствовал в Петербурге на заседании Государственной думы, где, благодаря его усилиям, прозвучал запрос по поводу убийства студента Иглицкого. Сразу же после заседания он был арестован и в 1911г. сослан на три года в г.Пинегу Архангельской губернии. Но он продолжает исполнять свой врачебный долг: узнав о возникновении эпидемии легочной чумы на Дальнем Востоке, в Харбине, Лев Васильевич в 1911г. пишет прошение о разрешении участвовать в борьбе с тяжелейшим заболеванием. Ему позволяют отбывать срок ссылки на территории Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Весной 1911г. в Харбине произошла знаменательная встреча ссыльного с профессором кафедры бактериологии Петербургского женского медицинского института Д.К.Заболотным, возглавлявшим русский противочумный отряд в Маньчжурии. Это знакомство двух основоположников отечественной эпидемиологии переросло в искреннюю дружбу, продолжавшуюся вплоть до последних дней жизни Д.К.Заболотного.
В период харбинской эпидемии Л.В.Громашевского волновали принципиально важные вопросы: почему чума, эпидемически гнездящаяся в степях, вдали от городов, время от времени превращается в мор, охватывающий страны и континенты? Почему во время эпидемий 1910-11г.г. погибли десятки тысяч местных жителей-китайцев и только 52 человека из европейского медицинского персонала? Почему из медперсонала по-гибли главным образом те, кто пренебрегал респиратором? Вспоминая этот период, Лев Васильевич указывал, что впервые мысль о роли механизма передачи инфекции зародилась именно в Харбине.
Осенью 1911г. Д.К.Заболотный поручает Л.В.Громашевскому провести самостоятельное научное исследование и попытаться обнаружить чумные очаги в Монголии. На пароконной повозке в сопровождении переводчика и двух солдат китайской армии ссыльный студент выезжает в экспедицию в качестве руководителя одного из отрядов по изучению тарбаганьего промысла и путей распространения чумы. Опасная экспедиция, возглавляемая Л.Громашевским, окончательно доказала зоонозную природу чумы. Обнаружение сусличьих и тарбаганьих очагов чумы явилось первой весомой главой в учении о природно-очаговых болезнях, а Л.В.Громашевского можно по праву считать одним из основоположников противочумной службы.
Работая на станции Хайдар КВЖД в должности исполняющего обязанности поселкового врача, Лев Васильевич принимает также участие в кампании по борьбе с эпидемией оспы среди кочевых бурятов.
Осенью 1912г., оценив мужество и самоотверженность будущего врача,ему разрешили сдать экстерном государственные экзамены. Возвратившись в Одессу, Л.В.Громашевский за шесть недель блестяще сдал 34 экзамена по всем предметам медицинского факультета - от анатомии до невропатологии и хирургии, получив звание "лекаря с отличием".
Только весной 1913г., благодаря общей амнистии в честь 300-летия дома Романовых, он был освобожден из-под гласного надзора полиции и поступил на службу в Саратов: здесь он заведовал временной больницей для больных возвратным тифом, а затем возглавил Саратовскую городскую дезинфекционную станцию.
По приглашению Д.К.Заболотного Громашевский принимает участие в работе противочумной комиссии в Астраханской губернии, но через год, перенеся тяжелое заболевание брюшным тифом, возвращается в Украину, где работает в Ольгопольском и Винницком уездах.
В 1913-1914г.г., во время своих кратковременных, приездов в Одессу, он сдает экзамены на степень доктора медицины в Новороссийском университете. Тогда же появляются его первые научные работы: "К вопросу о лечении возвратного тифа внутривенными вливаниями сальварсана" (1913) и "Клонус при множественном неврите".
В августе 1914г. Л.В.Громашевский был мобилизован в действующую армию в качестве младшего врача 256-го Елисаветинского пехотного полка. Вместе с солдатами он несет все тяготы войны, в полковом лазарете ему приходится производить хирургические операции, ампутировать конечности, накладывать гипс и повязки. Он видит смерть от гангрены, от кровопотери, но тысячи солдат гибнут не от ран, а от сыпного, брюшного тифов и дизентерии.
Эпидемия сыпного тифа охватывает русскую армию, находящуюся в лесах Белоруссии. Л.В.Громашевский переносит тяжелейшую форму этой болезни (впоследствии, полемизируя со сторонниками теории рецидивного сыпного тифа, он приводил себя в качестве примера отсутствия рецидивов).
Практический опыт, приобретенный в Харбине и армии,заставляет ученого все глубже задумываться над проблемой передачи инфекции, над причинами, обусловливающими неодинаковые темпы распространения заразных болезней во времени и пространстве, их не только клиническую, но и эпидемиологическую специфику. Как врач и ученый Л.Громашевский формировался в период триумфального выхода на мировую арену микробиологии, когда были выявлены конкретные возбудители - первопричины болезней. Но, вопреки господствовавшим взглядам, Громашевский интуитивно пришел к убеждению, что сугубо микробиологический ("лабораторно-пробирочный", как он его называл) подход не решает все проблемы эпидемиологии. В 1959г. ученый вспоминал: "Открытия бактериологии во второй половине XIX века действительно были ошеломляющие... Это вызвало не только естественное и вполне обоснованное внимание к новому факту огромной важности, но привело к ошибочной переоценке - не значения самого открытия возбудителей, которое нельзя переоценить! - а тех непосредственных возможностей, которые будто бы из этого открытия вытекают. Борьбу с заразной болезнью многие представляли себе как борьбу с "микробом" в самом упрощенном виде... И действительно, годы расцвета бактериологии были периодом прозябания эпидемиологической науки" (Достижения в борьбе с инфекциями в УССР.- К.1959.-с.8-9).
В марте 1918г., после работы в Крыму, Л.В.Громашевский занял должность заведующего Одесской дезинфекционной камерой (станцией), деятельность которой во многом определяла существование большого портового города.
ОДС, преобразованная Л.В.Громашевским в образцовое комплексное противоэпидемическое учреждение, стала прообразом будущих санитарно-эпидемиологических станций. Заведующий вынужден был заниматься и такими повседневными проблемами, как ремонт парового котла, водопровода, получение необходимых дезсредств, организация перевозки больных, заготовка фуража для лошадей.
В 1920г., после приезда в Одессу Д.К.Заболотного, Лев Васильевич участвует в организации в городе кафедры эпидемиологии. Это было принципиальное решение, ибо с него началась история введения эпидемиологии в число академических дисциплин высшей медицинской школы. С весны 1923г. Л.Громашевский возглавляет кафедру, читая специальные курсы и в других учебных заведениях. В том же 1923г. его назначают ректором Одесского медицинского института, и квалифицированность, принципиальность, честность нового руководителя поразили студента-медика, будущего писателя Ивана Микитенко: Громашевский стал прототипом ректора Гармаша из пьесы "Кадры".
В 1926г. Льву Васильевичу присуждается ученая степень доктора социальной медицины и присваивается звание профессора.
Одесский период жизни и творчества Л.В.Громашевского явился одним из наиболее ярких и плодотворных. В возрасте 30-40 лет он определился как крупный ученый-эпидемиолог, выдающийся педагог и организатор здравоохранения.
С 1928г. по 1930г. Л.В.Громашевский работает в Днепропетровске: организует кафедру эпидемиологии, преподает, создает дезинфекционную станцию.
В феврале его переводят на работу в Москву, где он возглавляет Центральный институт эпидемиологии и микробиологии. В 1933г. он становится первым директором ЦНИЛГЭ - Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии, а с 1931г. по 1948г. также заведует кафедрой эпидемиологии Центрального института усовершенствования врачей.
В наиболее полном и систематизированном виде взгляды Л.В.Громашевского на общие закономерности эпидемического процесса представлены в учебнике "Основы эпидемиологии" (1941). Учебник в ясной, четкой, но не упрощенной форме содержит стройную систему таких эпидемиологических понятий, закономерностей и законов, которые в предшествующих отечественных и зарубежных руководствах даже не были обозначены (характеристики эпидемического процесса, его количественных и качественных особенностей, движущих сил, комплексных мер борьбы).
В учебнике освещен ряд важнейших положений общебиологического плана: учение об инфекции, классификация инфекционных болезней (инфекция как частный случай паразитизма, механизм передачи как основа естественнонаучной классификации). Пособие впервые вышло за месяц до Великой Отечественной войны и, по образному выражению профессора И.И.Елкина, "стало личным оружием эпидемиологов на фронте и в тылу". Продолжением этой важной работы был вышедший в 1947г. в соавторстве с Г.М.Вайндрахом учебник "Частная эпидемиология”.
Среди важных практических изысканий 30-х годов работа, связанная с установлением подлинной природы так называемой септической ангины (алиментарная токсическая алейкия) - массового тяжелого заболевания людей, возникшего на Урале и в ряде других мест азиатской части страны. Безукоризненно выполненный всего за шесть дней (8-14.06.1933) эпидемиологический анализ показал, что речь идет о заболевании неинфекционной патологии, связанном с употреблением в пищу перезимовавшего в поле зерна.
С первых дней войны Л.В.Громашевский был призван в армию и назначен главным эпидемиологом Закавказского (позднее - Крымского) фронта, а с 1942г. - Московского военного округа.
Л.В.Громашевский, наряду с А.А.Богомольцем, Н.Н.Бурденко, И.В.Давыдовским и другими выдающимися учеными, был в числе первых академиков созданной в 1944г. Академии медицинских наук.
В 1946г. он был командирован в США, где участвовал в создании ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).
В 1949г. Л.В.Громашевский возглавил организованный в Киеве Институт инфекционных болезней.
В годы войны в Украину были занесены эпидемические заболевания, вовсе ранее отсутствовавшие или долгие годы не наблюдавшиеся (оспа, параксизмальный риккетсиоз, паратиф А, дизентерия Зонне, возвратный тиф, холера). Киевский НИИ эпидемиологии и микробиологии помог в ликвидации опасных очагов инфекции. Работе в институте Л.Громашевский отдал 28 лет жизни, будучи его бессменным руководителем вплоть до своей кончины.
В 1958г. вышла монография ученого "Механизм передачи инфекции". Концепция Л.Громашевского позволила впервые сформулировать законы эпидемиологии, оценить непосредственные движущие силы эпидемического процесса, выявить социальные факторы, создать естественную классификацию инфекционных болезней, дать определение понятию "ликвидация инфекции" и научно обосновать возможности ее осуществления.
Значителен вклад Л.В.Громашевского в разработку проблемы таких распространенных инфекций, как вирусный гепатит и грипп. Он впервые научно обосновал и теоретически развил одну из главных особенностей эпидемиологии современного гепатита - активную передачу его возбудителя парентеральным путем. Л.В.Громашевский вскрыл причины изменения этиологической структуры дизентерии ("замену" возбудителей Григорьева-Шига бактериями Флекснера и Зонне), значителен его вклад в изучение таких заболеваний, как бруцеллез, сибирская язва, бешенство, лептоспироз. Под руководством ученого в институте разрабатывались вопросы эпидемиологии гельминтозов, в частности, особенности распространения аскаридоза, трихоцефалеза, эхинококкоза и других инвазий в Украине.
За свою жизнь Л.В.Громашевский опубликовал свыше 250 научных работ, он воспитал несколько поколений эпидемиологов, создал научную школу, активно работал до последних дней своей долгой и плодотворной жизни. Громашевский скончался 1 мая 1980г., не дожив до своего 93-летия. Его могила находится вблизи института, который теперь носит имя Л.В.Громашевского.
Подготовил Андрей Губенко ("Медицинский веснтик Украины", декабрь 2002 года)
Комментарии (0)