Мажу утром бутерброд...

img
Мажу утром бутерброд...

Автор: Олеся СафроноваФото: crazy.werd.ru
Почему пищевые отравления стали неизменными спутниками нашего лета?

Всем, кто внимательно следит не только за политическим бытием украинских небожителей, но и за приземленной ежедневной народной жизнью, уходящая неделя определенно запомнится. Прежде всего, новостями медицинского профиля.
Не то чтобы обилие случаев пищевых отравлений едва ли не во всех регионах страны особенно удивляло - в конце концов, врачи в один голос утверждают, что летом количество пациентов с разного рода инфекционными расстройствами увеличивается примерно в полтора-два раза. Однако согласитесь, читать новости о том, как десятки детей с родителями и воспитателями в одночасье оказались на больничных койках из-за того, что "съели что-то не то", не особенно приятно.
Но читать приходится, снова и снова вопрошая: неужели даже в ХХІ веке человечество все также безоружно перед гнилостными бактериями и опасными микробами? Оказывается, безоружно. А в украинском случае человечество (особенно его всевозможные "контролирующие органы") еще и преступно безразлично к разного рода микробным опасностям. В народном творчестве не счесть легенд о том, сколько стоит, к примеру, чиновничья галочка в графе "объект готов к эксплуатации в сфере торговли и общественного питания".
Закон, как дышло
Подавляющее большинство массовых пищевых отравлений провоцирует как раз "еда" из общественных (в том числе санаторных) столовых, кафе, ресторанов, кулинарий и прочих киосков с шаурмой. Сходу записывать все эти "людные места" в потенциальные рассадники кишечной палочки, понятно, не следует. Зато не лишнее помнить о том, что едва ли не все заведения подобного рода никак не застрахованы от неряхи-повара, отключений электричества или воды, а также от недобросовестного поставщика продуктов.
Мажу утром бутерброд...
При этом заставить общепиты неукоснительно блюсти интересы клиента и под страхом закрытия бояться накормить его опасной пищей нельзя даже на законодательном уровне. В Украине документов, регламентирующих ресторанную деятельность, наберется не менее десятка, но это как раз тот случай, когда количество победило качество.
Основополагающим в этом нормативном перечне является приказ Минэкономики №219 за 2002 год. Он утверждает правила работы учреждений ресторанного хозяйства, разделяет их на типы и классы, обязывает блюсти "внешний вид" и оснащение сообразно выбранной категории, а также следить за надлежащим санитарным состоянием всех помещений и технологией приготовления пищи. Проверять должное исполнение обязательств должны местные органы самоуправления и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы. Главным руководством к действию при этом должны служить "Санитарные правила для предприятий ресторанного хозяйства", утвержденные еще Минздравом СССР в 1991 году.
Обязательным для всех общепитов является наличие разрешенных дезинфицирующих средств, работающих и прошедших соответствующую проверку измерительных приборов, сертификатов качества и соответствия на посуду, которая при этом должна быть априори изготовлена из материалов, разрешенных к использованию главным санитарным врачом Украины. Работники общепитов должны регулярно проходить медицинские обследования, иметь санитарные книжки и предъявлять их по первому требованию эпидемиологов.
Кроме того, всем ресторанам, кафе и барам надлежит иметь санитарный журнал, журнал регистрации проверок и книгу отзывов и предложений, оформленную по образцу, а также неукоснительно соблюдать все законодательные нормы и ГОСТы при покупке и заготовке продуктов, а также следовать (по возможности "добуквенно") инструкциям приготовления блюд и таблицам совместимости продуктов.
А теперь главное: в приказе ничего не сказано о том, какое конкретно наказание ждет тех, кто не выполнит или недобросовестно выполнит все вышеперечисленные пункты приказа. Вот не заведет хозяин кафе "проверенных" весов или не предъявит повар свою медкнижку по требованию, и какие санкции могут быть? От закрытия "точки" до легкого порицания? А то и вовсе полного игнорирования нарушений? Отчасти поэтому ресторанный бизнес здесь напоминает одесский трамвай, в который трудно влезть, но если уж влез - можешь ехать даже "зайцем".
Ешьте - не обляпайтесь
Мажу утром бутерброд...
Стоит ли говорить, что санаторные столовые целиком и полностью подпадают под вышеприведенные нормативные статьи, и потому в случае опасности какой-либо грозной управы, кроме штрафов, на них, в общем-то, нет. Даже угроза закрытия санатория - преимущественно теория, мало пересекающаяся с практикой.
А между тем, если в кафе или ресторанах питание, по сути, "одноразовое" и при должном везении опасный микроб в вашу тарелку может и не залететь, то к курортным общепитам отдыхающие привязаны. Случись там какая бактериальная неприятность, и пациентов близлежащей инфекционной больницы станет сразу много.
Но одно дело, если пострадавший от выданного на ужин забродившего йогурта или немытого овоща выбрал свою участь самостоятельно и сам оплатил путевку. Совсем другое, если в числе пациентов окажутся те, кто приехал в злополучный санаторий по "профсоюзной линии" или по "доброй воле" "большого дяди", пекущегося о судьбах инвалидов, чернобыльцев и прочих категорий граждан, заслуживших бесплатный отдых в государственных или частных здравницах.
Определить, по какому принципу "большие дяди" отбирают тот или иной санаторий для последующего пребывания в нем детей или пенсионеров, можно лишь теоретически - на основании положений Закона о государственных закупках товаров, работ и услуг.
Но мало того, что обеспечение "санаторно-курортным" вниманием, как оказалось, ничем не отличается от закупки, к примеру, скрепок для органов исполнительной власти. К услугам "ответственных" чиновников еще и все коррупционные дырки, коих в упомянутом документе видимо-невидимо. Это ведь сегодня страсти вокруг закона о госзакупках поутихли, а еще полгода назад сей нормативный акт называли одним из самых непродуманных с точки зрения и организации, и, собственно, процедуры торгов.
Только факты
Мажу утром бутерброд...
Не спорю, огульно обвинять теперь всех, кто имеет отношение к организации массового отдыха и питания во время этого отдыха, в продажности и взяточничестве - нелепо и, в общем, противозаконно. Презумпцию невиновности в Украине пока никто не отменял, стало быть, не пойман - не вор. Но дабы не вдаваться в глубокие философские размышления и взывать к совести, приведу статистику массовых отравлений за последние недели.
10-11 июня 25 жителей села Деревянное Ривненской области, в том числе четверо детей, оказались в инфекционном отделении Клеванской центральной больницы с диагнозом "гастроэнтероколит и пищевая токсикоинфекция". Все они праздновали праздник Святой Троицы и угощались церковным обедом.
На следующий день в инфекционное отделение Ривненской центральной городской больницы с предварительным диагнозом "пищевая токсикоинфекция" поступили еще 18 человек, которые праздновали день рождения в помещении областного музыкально-драматичного театра.
Неделей позже пищевое отравление "свалило" 13 жителей Николаевской области, отмечавших юбилей в одном из частных домовладений.
Дальше - больше. 3 июля в центральную больницу Первомайского района из с. Мангуш с признаками пищевого отравления госпитализирован 21 человек, из них 20 детей возрастом 10-14 лет и 1 взрослый. Все отдыхали в детском оздоровительном центре "Солнечный берег" в Ялте.
В ночь на 5 июля с поезда "Ужгород-Киев" сняли 58 детей и взрослых с кишечной инфекцией. Все пострадавшие возвращались домой после отдыха в закарпатском санатории "Перлина Карпат" и ужинали выданным "на дорожку" сухим пайком. Руководство санатория настаивает на том, что гостей кормили свежими качественными продуктами, а дети "съели что-то не то в поезде". Медики же уверены, что виной всему санаторная еда.
И, наконец, новость последних дней. 7 июля 22 ребенка с диагнозом "острая кишечная инфекция, острый энтероколит" попали в инфекционное отделение больницы г.Дрогобыча (Львовская область). По предварительным данным, дети отравились продуктами питания в санатории "Ландыш" в урочище Помярки с. Станыля Дрогобычского района. Всего в санатории находились 102 человека, и сейчас специалисты Дрогобычской районной СЭС проводят обследования на патогенную флору объектов окружающей среды в очаге.
Хозяйке на заметку
Мажу утром бутерброд...
Между тем, запомнить элементарные правила хранения продуктов - не трудно. Специалисты давно вывели вполне четкие сроки сохранности мясных, молочных, рыбных и прочих деликатесов, превышение которых может оказаться опасным.
Например, бутерброды с колбасой, ветчиной или рыбой могут "безболезненно" пролежать в холодильнике (или при температуре 4-8єС) не более трех часов. Мясной фарш или голубцы - не более шести часов. Торты и пирожные со сливочным или заварным кремом - также не более шести часов. Холодцы, котлеты, вареные раки, блинчики с творогом и мясом, винегреты и не заправленные салаты - не более 12 часов (заправленные и того меньше). Отварное мясо, вареные колбасы, молоко в пакетах и бутылках без проблем простоит не более суток. От двух до трех дней могут сохранять свежесть жареное мясо, рыба, сосиски и сардельки, торты и пирожные с белково-взбитым кремом или с фруктовой отделкой.
Знай хозяйки сие "золотое правило", глядишь и отравлений было бы в разы меньше. Ведь не секрет, что статистика массовых отравлений "где-то" хоть и удручает, но все же не идет ни в какое сравнение с количеством отравлений "дома".
И невдомек горе-стряпухам, что в украинских больницах, увы, зачастую нет лекарств для лечения острых инфекций. Пациенту приходится покупать все - от капельниц до растворов. "Государственное и бесплатное" положено только "очень острым" и "малообеспеченным". Сами врачи от сложившейся ситуации в ужасе: лечить тяжелые инфекции с помощью зеленки и корней одуванчика - невозможно, а не лечить вовсе - подписывать пациенту если не смертный, то весьма суровый приговор.
Как быть? Правильно: не болеть, не отовариваться на стихийных рынках, не бояться выбросить "подгулявший" продукт, внимательно изучать содержимое тарелки и не стесняться мыть руки перед едой. Правила - известные с детства, но эффективные по сей день. Не стоит забывать об этом.