Почему ВИЧ-положительные геи практикуют незащищенный секс?

img
Почему ВИЧ-положительные геи практикуют незащищенный секс?

Фото: Корреспондент

ВИЧ-положительные геи, которые испытали предрассудки и отвержение со стороны сексуальных партнеров, значительно чаще практикуют случайный секс и реже используют меры предохранения.

Об этом говорится в отчете об исследовании, которое провела британская организация Sigma Research, сообщает Pinknews.co.uk. Мужчины, живущие с ВИЧ, которых проинтервьюировала организация, выражали стремление к балансу между своим сексуальным удовольствием и моральным долгом, но несмотря на это они не всегда могли избежать секса, который был связан с риском передачи вируса.
Адам Борн (Adam Bourne) и его коллеги провели интервью с 42 геями, у которых был диагностирован ВИЧ, об их сексуальных практиках и управлении риском. Это были глубинные качественные интервью, в которых главный акцент делался на недавний опыт незащищенного анального секса. В исследовании принимали участие только те ВИЧ-положительные мужчины, которые занимались незащищенным анальным сексом хотя бы один раз в течение последнего года. Важно подчеркнуть, что это лишь меньшинство геев, живущих с ВИЧ. Примерно две трети ВИЧ-положительных геев никогда не занимаются опасным сексом.
Все участники исследования знали о том, что при незащищенном анальном сексе ВИЧ может передаться другому человеку. Почти все они сказали, что ни за что бы не хотели, чтобы подобное произошло. Больше всего из-за возможной передачи ВИЧ другому человеку переживали мужчины, которым диагноз был поставлен недавно. Многие респонденты пытались полностью отказаться от секса после диагностики ВИЧ.
При этом участники не слишком беспокоились о том, что им самим может передаться другая инфекция, передаваемая половым путем. Они недооценивали возможные последствия других инфекций, считали, что они почти безобидны, и лишь несколько человек сказали, что они опасаются гепатита С. Некоторые участники опасались суперинфеции ВИЧ (повторной передачи другого штамма вируса), однако мужчины, которым диагноз был поставлен давно, считали, что врачи преувеличивают опасность суперинфекции.
Если собственная безопасность мало беспокоила мужчин с ВИЧ, практикующих опасный секс, то они, как правило, беспокоились о том, к каким эмоциональным, психологическим и социальным последствиям может привести незащищенный секс. Многие участники исследования считали опасный секс морально недопустимым, и если они нарушали собственные этические правила, то это приводило к сильным эмоциональным переживаниям.
Исследователи пришли к выводу, что такое противоречивое поведение было связано в первую очередь с предрассудками и опытом отвержения. Раскрытие ВИЧ-статуса автоматически делало мужчин уязвимыми перед значительным ущербом, включая: физическое насилие; риск, что бывшие партнеры обратятся в полицию; отвержение со стороны сексуальных партнеров и трудности с поиском партнеров. Гей-сообщество до сих пор очень часто проявляет враждебность к людям с ВИЧ, и ради самосохранения многие мужчины выбирают такое поведение, когда раскрытие ВИЧ-статуса не кажется необходимостью.
Например, многие мужчины пользовались гей-саунами, и не потому, что там можно было быстро найти секс, а потому что они считали, что в саунах и так много ВИЧ-положительных посетителей. Некоторые считали, что сауны - это как группы поддержки или интернет-чаты для людей с ВИЧ, когда простое присутствие там человека говорит о ВИЧ-статусе. Это позволяло заниматься опасным сексом без разглашения ВИЧ-статуса, не чувствуя, что ты нарушаешь собственные принципы.
Многие мужчины говорили, что они предлагали своим партнерам безопасный секс - говорили, что неплохо было бы использовать презерватив, однако далеко не все партнеры на это соглашались. В одном случае мужчина рассказал, что когда он предложил потенциальному партнеру презерватив, то тот тут же спросил, есть ли у него ВИЧ. Когда мужчина ответил утвердительно, то партнер очень сильно рассердился и тут же ушел.
Некоторые мужчины пытались косвенно раскрыть свой ВИЧ-статус, пользуясь интернет-службами знакомств. В своих анкетах они, как правило, указывали, что занимаются только безопасным сексом. Они редко указывали свой ВИЧ-статус в анкете, но старались сообщить о нем при обмене сообщениями. Большинство респондентов считали, что сообщать о ВИЧ-статусе по Интернету гораздо проще, так как в этом случае не так боишься чужого разочарования и негативной реакции.
Тем не менее, исследователи обнаружили, что мужчины не практиковали никаких альтернативных тактик снижения риска помимо презервативов. Ни один участник не сообщил о сокращении времени полового акта, чтобы уменьшить риск. Никто даже не упомянул о том, что на риск передачи ВИЧ влияют другие половые инфекции и уровень вируса в крови. Только несколько человек сказали, что риск выше для принимающего партнера во время анального секса, или что риск для принимающего партнера можно уменьшить, если прекратить акт до эякуляции.
Некоторые участники пытались искать партнеров с тем же ВИЧ-статусом. Однако ученые подчеркивают, что иногда такой поиск велся по косвенным признакам, например, в саунах. Некоторые респонденты считали, что если посетитель сауны не пользуется презервативами, то это значит, что он тоже ВИЧ-положительный.
Тем не менее, большинство мужчин не стремились искать других ВИЧ-положительных партнеров. Причины этого носили исключительно психологический характер - они сами с предубеждением относились к другим ВИЧ-положительным геям и старались отгородить себя от них, считая, что они от них отличаются. Несмотря на собственный ВИЧ-статус, они продолжали ассоциировать ВИЧ-положительных геев с высоким риском и безответственностью. Некоторые также испытывали отвращение к планированию в отношении секса, и поэтому отвергали заблаговременные стратегии по снижению риска.
Несмотря на это, все эти мужчины занимались сексом без презерватива хотя бы раз в течение последнего года. Все они описывали эти эпизоды как исключительный случай, говорили, что занялись опасным сексом только под влиянием обстоятельств - из-за употребления наркотиков или чрезмерной настойчивости партнера.
Ученые особенно подчеркивают, что участники исследования отличались низкой уверенностью в себе и низким уровнем навыков общения - они просто были не готовы к тому, как действовать в таких ситуациях. Большинство респондентов считали, что они всегда будут пользоваться презервативами, и в ситуации, когда презерватив по какой-то причине не использовался, они не могли придумать другую стратегию по снижению риска.
Ученые пришли к выводу, что опасный секс среди ВИЧ-положительных геев является последствием предрассудков и дискриминации. Речь идет не только о предрассудках других людей, но и о стереотипах в отношении ВИЧ, которые усвоили сами респонденты - так называемой внутренней стигме. Собственные предрассудки мешали раскрытию ВИЧ-статуса, поощряли анонимный секс, а некоторые участники даже отвергали других ВИЧ-положительных геев и обвиняли их в безответственном поведении. Некоторые столкнулись с отвержением и агрессией при раскрытии своего ВИЧ-статуса, другим не хотелось думать о риске ВИЧ как обязательной части секса, и поэтому они не обдумывали стратегии по снижению риска.
Ученые подчеркивают, что во всех случаях мужчины не хотели заниматься опасным сексом, но их поведение противоречило их благим намерениям. Некоторые пытались избавиться от переживаний по этому поводу, конструируя целую систему представлений о том, почему в данном случае они могли заниматься опасным сексом.
Авторы исследования рекомендуют разрабатывать специфические программы профилактики для геев, у которых диагностируется ВИЧ. Они считают, что основой таких программ должен стать вопрос о предрассудках и дискриминации. Они также рекомендуют дополнительное обучение медицинских работников о том, как можно вовлечь мужчин в разговор на эту тему.

Источник: Aids.ru