Виктор Василенко: врач и писатель

img
Виктор Василенко: врач и писательЭтот замечательный человек – яркий представитель поколения детей войны. Он родился в степной Таврии, в с. Чернянка Каховского района. В начале ХХ века здесь жил поэт-футурист Давид Бурлюк, а его гостем был молодой Владимир Маяковский.
После окончания Одесского медицинского института имени Н.И.Пирогова в 1958 году работал в Новотроицкой районной больнице. По итогам конкурса, организованного легендарным Петром Ивановичем Юрженко, стал его учеником и соратником в хирургическом отделении Херсонской областной больницы. Как врач принимал участие в парусной регате «Парус-76», посвященной 200-летию США. На его счету тысячи операций и тысячи спасенных жизней.
По сути, биография Виктора Иосифовича Василенко и стала основой книги «Танец маленьких лебедей», которую он посвятил 80-летию жизненного пути и 55-летию хирургической деятельности. Он овладел не только секретами скальпеля, но и пера – об этом свидетельствуют его художественно-документальные повести и рассказы.


НАМ УРОКИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ

… 22 июня 1941 года. Хорошо помню, - рассказывает автор в повести «Эвакуация» этот воскресный день. Это был теплый, безветренный, солнечный день. Пляж был переполнен взрослыми и детьми. На траве разместились отдыхающие. Играл патефон. День прошел спокойно, удивительно хорошо. И никто не ожидал тех страшных событий, которые разразились в этот день. Телефона, радио в поселке не было.
Поздно вечером приехал отец, сказал маме:
- Война. Немцы напали.
Жизнь как-то переменилась. Стало меньше смеха, появились посты на дорогах, проверка документов проезжающих через поселок. Все ждали с нетерпением газетные сообщения и по вечерам, собираясь группами, обсуждали события на фронте. А под домом привели в порядок давно забытый подвал. Там соорудили скамейки, большой стол.
Где–то в конце июля отец приехал на подводе, сказал:
- Едем в эвакуацию. В Матвеев Курган Ростовской области.
Главный герой - мальчик Виталик видит войну своими глазами, судьбы людей проходят через его сердце. Нелегкой и длинной была дорога. Пока добрались до хутора Самохин, их застала зима. Семьи эвакуированных расселили среди местных жителей. А на следующий день отец отвел его в школу – он должен учиться в первом классе. Здесь мальчик познакомился с ребятами – Толиком из Запорожья, Додиком из Одессы, с которым потом подружился, побывал у него в гостях.
...У стола сидел старик с седыми длинными волосами, спадающими на плечи, усами, бородой с проседью. На макушке головы каким-то чудом удерживалась небольшая круглая шапочка. На столе лежала толстая книга в кожаном переплете, рядом с ней скрипка и смычок.
- Шелом, дедушка! А это Виталик.
- Здравствуйте, молодой человек. Вот вы какой. Много слышал о вас от Додика.
- Соня, - тихо позвал старик, - ребята пришли из школы, надо их покормить.
Чечевичный суп был очень вкусным. На второе была запеченная картофель. После обеда дедушка позвал ребят.
- Ох, эта война. Ведь жили нормально и нате вам приехали! Мы – здесь, немцы – в Одессе. Самуил, Додика папа, на войне. А как было. Самуил с Дорой – в оркестре оперного, я с Соней – в школе Столярского. Там и Додик. А как играли по вечерам у себя во дворе. Как играли! Ведь я и Соня – коренные одесситы. Мой дед, отец были музыканты, хорошие музыканты. А вы не знаете, что такое одесский дворик. После войны обязательно побывайте в нашем дворике.
Учебный год закончился. Отец Виталика ушел на фронт – его отправили защищать Севастополь. Наступило лето. Боевые действия проходили уже совсем близко. И вот появились немцы. Они сказали, что эвакуированных не тронут. Всем евреям сказали, чтобы они пришли с вещами – их должны отправить в Палестину. Мама рассказала Виталику, что случилось потом…
Их всех согнали, поставили в ряд. Седой старик и его внук играли на скрипке героическую музыку, чем вызвали гнев немецкого офицера. Они играли, а немцы стреляли. Под конец расстрела женщина подняла скрипку старика, сломала ее и сразу же упала убитая. Последнего убили внука старика.
- Это был Додик, а музыка «Прощание с Родиной» - промолвил Виталик, слезы заливали его глаза …
После войны Виталик, уже студент Одесского медицинского института, найдет тот одесский дворик, и память о своем друге пронесет через всю свою жизнь.

«ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ»

Виктор Василенко: врач и писатель…Ваня родился в Прибалтике. Отец его там проходил воинскую службу. Рос Ваня в счастливой, дружной семье. Отец служил в гарнизоне, мама врач работала в городской больнице. По вечерам все собирались дома, слушали радио, играл патефон, и часто папа брал баян и играл. Играл хорошо, задорно. Ване очень нравилась игра папы на баяне, ему больше всего нравилась музыка, которую называли «Танец маленьких лебедей», под звуки которой Ваня выделывал различные танцевальные па.
Так начинается этот прекрасный рассказ о мальчике, детство которого обожжет война. В памяти еще живут воспоминания об отпусках папы и мамы, когда они уезжали к бабушке и дедушке на Украину, в село на берегу Днепра. Теплое, ласковое солнечное лето, широкий Днепр с его зелеными плавнями, песчаными берегами, которые радушно принимали всех отдыхающих. Вкусные сочные фрукты, ягоды, овощи прямо с бабушкиного огорода и, пожалуй, самое главное занятие – поездка с дедушкой и отцом на рыбалку. А перед этим под руководством дедушки священнодействие и подготовка к рыбалке. Ах, какая была вкусная уха на лоне днепровского плеса. Объедение!
Прошел год после последней поездки на Украину. Ваня с нетерпением ждал отпуска родителей. Он собирался в школу в первый класс. Был обычный воскресный день. Они собирались на прогулку в лес. Но отца вдруг срочно вызвали в часть, только вечером он возвратился домой.
- Война ! – устало промолвил он.
Жизнь протекала в напряженном русле, отец редко бывал дома, а вскоре и мама пришла домой в военной форме. Она как врач была призвана на службу в военный госпиталь. Вечером следующего дня все собрались дома. Папа с воинской частью уезжал на фронт; госпиталь, где служила мама, следовал на ним.
- Сын, ты еще очень малый, чтобы оставаться одному в доме. На Украину к бабушке и дедушке опасно тебя отправлять, немцы постоянно бомбят железные дороги. В городе организован детский приемник для детей военнослужащих, уходящих на фронт. Там в основном дети военнослужащих. Ты многих знаешь. Скорее всего, его отправят в тыл поближе к Москве. Война закончится, мы снова будем вместе.
Утром следующего дня пришла легковая машина. Все втроем, как по команде, посмотрели вокруг себя, на стены с фотографиями, картинами, шкафами с книгами, утварью. Поднялись: отец с баяном, мама с рюкзаком, небольшой рюкзак у Вани за спиной и … ушли.
И действительно детей отправили в Подмосковье. В детдоме жилось хлопотно, холодно и голодно. Но кругом были друзья. Вскоре Ваня стал признанным старшим, с ним советовались, у него искали защиту; он защищал младших, шефствовал над ними, не давал обижать.
Но пришло время, когда всех жильцов детского дома посадили в теплушки, и они отправились в сторону Урала. На одной из крупных узловых станций их эшелон остановился. Навстречу, по направлению Москвы, двигались многие воинские эшелоны с вооружениями. Зима давала о себе знать. Ребята мерзли, их кормили из походной кухни рядом стоящей армейской части. Рядом, скрепя тормозами, остановился армейский эшелон. Ваня выглянул из своей теплушки, огляделся:
- Ребята, пошли к солдатам.
После знакомства они доставали ребятам из своих вещмешков консервы, хлеб. Ваня вдруг услышал, как в соседней теплушке заиграл баян. И такая знакомая, родная мелодия. Ребята двинулись за ним. Остановился у теплушки, из которой доносились звуки баяна. Звучал «Танец маленьких лебедей». Так мог играть только один человек. Забрался в теплушку. В ее центре, около печки, ярко пылали дрова, в окружении бойцов сидел военный с накинутым на плечи полушубком. В петлицах его гимнастерки – две шпалы, а на груди – два боевых ордена. Он играл на баяне, а окружающие его бойцы внимательно слушали. Ни играющий, ни бойцы не обратили внимания на ребят. И вдруг среди тишины, сопровождаемой прекрасной музыкой:
- Папа, папа!
Ваня кричал, как ему показалось очень громко, что он перекричал баян. Но музыка продолжала звучать и вдруг на высокой ноте оборвалась. Играющий поднял голову и увидел Ваню. Он стоял рядом в ушанке с одним ухом, в старой потрепанной не по размеру фуфайке, истоптанных ботинках.
- Сынок! Ваня! Ты ли это? Откуда?
- Папа, папочка, это я.
- Ребята, это мой сын, которого я так долго ищу.
Он положил баян, подхватил Ваню, обнял, стал целовать, затем поставил на ноги.
- Сын, а ты вырос. Мама с госпиталем на фронте, вот ее письмо только получил. Тут две полевые почты: моя и мамы.
Старшина, достань мой ватник, ботинки, шапку.
Старшина раздал ребятам консервы, хлеб, суповой концентрат, а Ване повесил на спину солдатский вещмешок.
- Папа, возьми меня с собой.
- Сынок, но это невозможно, мы уходим на фронт. Береги себя, учись.
Раздался гудок паровоза, эшелон медленно тронулся. В проеме теплушки стоял военный. Он играл на баяне «Танец маленьких лебедей». Ваня, а за ним ребята бежали за поездом до стрелки. И только за поворотом раздался прощальный гудок паровоза…
После войны родители нашли мальчика. Отец продолжал служить в армии, мама работала врачом.

ВРАЧ НА БАРКЕ «ТОВАРИЩ»

Виктор Василенко: врач и писательПовесть «Морские будни» - приключенческая. Планировался спецрейс учебного судна Херсонского мореходного училища на острова Каргелен. В нем должны были участвовать и курсанты одесской мореходки. Оттуда нужно было забрать французов - членов научной экспедиции с доставкой на родину. Об этом сообщили по телефону из Министерства морского флота СССР. Нужен был квалифицированный врач-хирург, который в случае необходимости мог выполнить в море неотложные операции. Им стал Николай Алексеевич Довгань, врач областной больницы, который проходил службу на Северном флоте.
… На берегу их встречало население поселка и губернатор:
- Добро пожаловать в столицу архипелага Каргелен – Порто – - Франсэ.
На следующий день их повезли на экскурсию по острову. С первой группой поехал Поль, со второй – Мишель. Архипелаг занимает исключительно удобное положение для метеорологических и геофизических исследований. Площадь главного острова из запада на восток – около 150 км, с севера на юг – 120 км. Остров имеет сильно изрезанную береговую линию, образуя множество полуостровов, бухт. Климат острова суровый, дождливый и ветреный. Острова использовались как место охоты на тюленей и китобойная база, пока животные не были практически истреблены.
Экскурсия длилась около двух часов. Вернулись промерзшие, усталые. Николай Алексеевич попросился посмотреть госпиталь. Прекрасная операционная. Оснащение великолепное. Работают два врача, один из них – хирург.
На мотоботах вернулись на судно. В лазарете навели порядок, заготовили перевязочный материал и все, что необходимо для операции. Шла подготовка к походу домой. Приняли членов научной экспедиции. Команда выстроилась на верхней палубе. Прощальный гудок, и судно уходит из гавани.
На обратном пути их ждали испытания. На второй день в лазарет прибежал помощник вахтенного и сообщил, что одному из французов стало плохо. Врач подошел к больному. Мишель, а это был он, лежал на диване. Оказалось – он чувствовал себя плохо уже два дня; несколько часов назад возникли сильные боли в животе, была рвота. После расспроса и тщательного осмотра Николай Алексеевич поставил диагноз: пробойная язва двенадцатиперстной кишки.
Нужна была неотложная операция. Возвращаться назад – потерять двое суток, а впереди - незаселенные острова. Операцию на судне успешно выполнил Николай Алексеевич. Она закончилась далеко за полночь. А потом плохо стало второму французу - Полю. Оказалось у него ущемленная паховая грыжа. И его спас доктор. Через несколько дней судно пришвартовалось в порту Сен–Дени. Встречали представители префектуры, скорая помощь в сопровождении врачей местного госпиталя. Николай Алексеевич передал больных врачам, документы о проведенном лечении и своими рекомендациями. Было теплое, дружеское прощание. Доктора пригласили погостить во Францию.
Судно ушло в океан. Стояла теплая, солнечная погода. В лазарет прибежал курсант с жалобами на боли в животе. Доктор осмотрел пациента, установил, что у него острый аппендицит. В лазарете под местным обезболиванием прошла операция, а на вторые сутки курсант появился на палубе.
- Нам повезло, что на судне оказался такой хирург. Не знаю, что бы мы делали, не будь его на борту, - сказал старший руководитель практики.
Когда прибыли в Одессу, на трап поднялись представители Министерства морского флота СССР, мореходных училищ. Их поздравили с успешным рейсом, вручили награды. Среди награжденных - судовой врач Довгань Николай Алексеевич, который получил Почетную грамоту и именные часы от Министерства морского флота СССР и Почетную грамоту от Минздрава СССР. Дома он узнал, что профсоюз выделил ему семейную путевку на 24 дня на Южный берег Крыма. Вот такими оказались морские будни для судового врача, которого ждали коллеги в Херсонской областной больнице.
Подготовила Зоя Демченко